Судьба человека: Марь Пална. Или история одного учителя

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Люди есть уникальное явление. Говорят, в каждом человеке есть ад и есть рай. Можно вполне обосновано назвать всех людей эгоистами, неблагодарными, лентяями, злыми. Можно вспомнить тех, кто ценой собственной жизни спасал жизни тех, кто его воспринимал врагом. Люди неповторимы, уникальны. Разумны. Очень обидно, когда человека ставят в статус потомка зверей, лишая его совести. Людей огромное множество, только вообразить,  сколько было людей за всю историю человечества! Сколько умерло в младенчестве, детстве, юности, зрелом возрасте. И у каждого из этих сотен миллионов своя судьба, своя жизнь.

Общества людей так же уникальны. Особенность их в том, что в каждом устоявшемся обществе у людей, его составляющих, общие взгляды и ценности. Государство можно взять как устоявшееся общество. Внутри него кажется, что все очень разные, но стоит взглянуть со стороны, как понимаешь, насколько они похожи. Так, замечал, жители среднеазиатских государств всегда высоко гордо держат голову и никогда не скажут плохо о своей стране, хотя жизнь там и не самая лучшая.

Есть и общества профессий. 

Это было отступление. Мне же хочется рассказать о жизни одного учителя. Точнее учительницы. Знаком с ней достаточно хорошо. 

Начну с того, что родилась будущий учитель в Калужской области в сельской местности. Это было время начала строительства коммунизма в России, вернее стадии его непосредственного строительства, индустриализации. Это были 30-е годы 20 века. Ещё по живущей в деревнях царской традиции семья была большой - трое детей, хотя может и больше. Вышеупомянутая будущая учительница была средней девочкой. Как проходило детство детей в начале жизни Советского Союза? Никаких излишков в питании. Только самое необходимое. Это же касается и одежды. Отец на работе. Мать по хозяйству.

Неожиданно началась война, неожиданно развивались и события. Немцы за пару мемяцев уже захватили исторические области России. Смоленск, Киев, Севастополь. Продвигались к Москве.  Девочка спустя многие годы потом помнила, как их - детей с деревни - экстренно, с огромной спешкой прятали в погреб, а спустя считанные минуты послышались ливневые залпы пулемётов. Немцы сожгли деревню до тла. Детей, по видимому, забрали уже ночью. Про то, что есть в то время, да и долгие годы спустя, не приходилось досыта писать особо нечего. Но войну пережили. Девочку, кстати, звали Мария. А отца её Павел. Так, что фирменное "Марь Пална" в будующем стало визитной ксрточкой Маши. Все её знали как Марь Палну, но это потом.

Маша пошла учиться на педагога. Почему? Да всё просто - профессия педагога во все времена была престижной, а в некоторые времена и высокооплачиваемой. Выбор был сделан в пользу иностранного языка - популярное и востребованное как тогда, так и сейчас направление. Но в отличии от современного английского, в Советском Союзе предпочитали учить язык Маркса и Энгельса, а по совместительству и Гитлера. То есть немецкий.

Мария с успехом поступила в ВУЗ, коим, если не ошибаюсь, являлся Калужский Государственный Педагогический Университет. При сдаче вступительных экзаменов девочка очень ярко описала биографию Сергея Есенина, так, что принимавшая экзамен преподаватель её высоко оценила. Так Есенин стал своеобразным символом успеха Марии Павловны. Его портрет потом да и сейчас украшал шкаф.

Учиться было тяжело. Задавали по-многу. Да и условия существования были далеки от приемлемых. В тесных комнатах общежития стояло по пять-шесть кроватей, на которых впритык спали девочки. Есть досыта тоже приходилось нечасто. Однако, для разгрузки перегруженного мозга и вопреки мнению, что в СССР все были, так сказать, правильными, девочки после окончания дневных занятий регулярно бегали на танцы, где "отрывались", разгружая киллограмы не пережёванного научного гранита.

Вот и диплом на руках!  По распределению Машу направили... в Сибирь! Как и в человеке, в Сибири сочетаются самые тяжёлые условия для жизни вместе с прекрасными пейзажами и добрыми людьми. Сочетание несочитаемого.

Вопреки обещаниям, платили там отнюдь не много, едва ли 60 рублей. А для специалистов с высшим образованием это было весьма не много. Классы собирались большие. И помимо русских ребят и девчонок, в них присутствовали и немцы, которые издавна уже жили здесь, а может и дети пленных, татары. И если немцы не многим отличались от русских, то татары имели некоторые особенности. Нет, в классе они вели себя достойно, учились, общались. Но учителей заранее предупредили - упаси Бог сунуться в татарскую деревню с каким-либо претензиями по поводу учёбы - забьют кнутами.

Один раз Марию Павловну одна сибирячка (кстати дело было в Красноярском крае, неподалёку от гор Саян) пригласила искупаться в реке. Дело было летом. Сибирячка-то закалённая, поплавала и норм. А вот Мария как окунулась в ледяную даже летом воду, так и охнула. А вскоре после этого сильно заболела. Проболела, поправилась, но память осталась. "В Сибири есть две хорошие вещи - природа и люди. Больше хорошего там ничего нет" - так вспоминала Мария Павловна сибирь. В красноярске же и родилась первая дочь Ирина. Там же до того и вышла замуж, хотя где точно она вышла замуж я не знаю.

А потом перебрались в тамбовщину. В село Алгасово. Там Мария Павловна и преподавала немецкий вплоть до пенсии и там же живёт теперь.

Муж Марии Павловны работал инженером на компрессорной станции Газпрома. Так же имел хобби - любил рисовать. Причём рисовал картины на холсте достаточно большого формата. Сохранились пара картин, одна из которых срисована с Шишкинских "Сосен". 

Семья получила трёхкомнатную квартиру в двухэтажном доме. Но, это далеко не сразу, сначала жили в старом доме по улице Большая дорога, затем квартира-двушка... Родился сын Александр, а потом и третий ребёнок, тоже сын - Анатолий.

Прокормить, одеть, обуть трёх детей было не просто, но вместе справлялись. Старшая дочь уехала учиться, средний сын, подросши, стал частично помогать в воспитании младшего. Кашу варил, играл с ним.

В то время, а это была середина семидесятых, начало восьмидесятых, в Албасово приехало много новых людей с разных регионов СССР. Классы в это время были очень большие - по 30 человек. С учётом того, что в день получалось по 5-6 уроков, то головной мозг Марь Палны был явно не в восторге от такой нагрузки. По её словам, голова болела очень сильно, гудела. И такой режим изо дня в день.

Марь Пална - активный человек. Помимо того, что она любит читать, узнавать что-ио новое, так ещё и не прочь в меру повеселиться. Посещает праздники, гуляния на маслегицу, концерты. Одно время пела в составе сельского дома культуры (собирали хор и пели на праздники).

Когда подошло время пенсии - "новой жизни", Марию Павловну попросили поработать ещё, так как в школе не хватало кчителей. Проработав 10 лет на пенсии, и таки выйдя в состояние "только жить начинаю, на пенсию перехожу", оказалось, что отработанные 10 лет в стаж не включены, что сказалось на размере пенсии. Разбираться не стали, оставили как есть.

И ещё долгое время после выхода на заслуженный отдых к Марь Палне приходили бывшие ученики и просто знакомые. Кто поболтать, кто посплетничать, а кому помочь задания сделать...

Лыкова Мария Павловна - моя бабушка по отцу, а отец и есть средний сын Александр.

Да уж, посмотришь на пробегающих мимо прохожих... Ничего особенного... А ведь это целые судьбы, подчас ничуть не менее интересные, чем широкоизвестные классические Наташа Ростова, Евгений Онегин, Родион Раскольников.


Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
3 Lykov
3 Elro
2 Alinka
1 Hironom
1 Devatyh
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики