Войны от женщин: рецензия-сравнение - поэма Илиада (Гомера) и фильм Троя (Петерсона)

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Эпический рассказ о Троянской войне запечатлён в «Илиаде» Гомера. В своём повествовании о захвате и разрушение Трои (или Илиона) слепой поэт соединил историю и легенды. Исторический фильм режиссёра Вольфгана Петерсена «Троя» (2004) снят в жанрах драмы и пеплума, естественно, по мотивам гомеровской поэмы. И в мифе, и в фильме причиной великой войны между ахейцами и троянцами стала прекраснейшая из смертных женщин – Елена. Она была женой спартанского царя Менелая, брата Агамемнона. Но Елену украл Парис, сын троянского царя Приама. Другими словами, греки развели масштабное побоище царевичей из-за одной единственной женщины.

Ну что ещё сказать, только этот факт и соединяет Гомера и Петерсена, если не углубляться в детали.

Сравнивая «Илиаду» и «Трою», определённо можно выявить больше минусов, чем плюсов. Конечно, в экранизации говорится и о междоусобной десятилетней войне, и о неприступности стен Трои до подарка греков, и об образе главного героя, характер которого не противоречит чертам гомеровского Ахиллеса, до последнего не готового «сложить гнев». Вроде бы всё хорошо, интересно, есть экшен и талантливо построенные сражения, да и Брэд Питт пафосно сверкающий во всех своих фигуристых ипостасиях, но с исторической точки зрения и поэмы Гомера фильм нам подложил ещё того «троянского коня», не говоря уже о том, что нашлась новая дева, подливающая масла в огонь.

Во времена Троянской войны Ахилл, возмущенный поведением Агамемнона, отнявшего у него девушку, Брисеиду, отказался участвовать в битвах (однако у Гомера из-за неё разгорается спор между войнами, а у Петерсена показано, что у них изначально были натянутые отношения). Греки проигрывали одно сражение за другим, и только гибель от руки Гектора Патрокла заставила Ахиллеса вновь вступить в бой. Ничего серьёзного, а одна женщина продолжила нескончаемую цепочку смертей, которую создала другая.

В общем, вернёмся к нашей «ахиллесовой пяте». Думаю, не стоит обострять внимание, например, на том, что в «Трое» Патрокл является братом Ахилла, а в мифе – близким другом. Или то, что «Илиада» закончилась на оплакивание Гектора, а не на эпизоде с погребальным костром главного героя. «Пятой» тут будет являться отсутствие Богов. По мнению режиссёра, ввод в картину высших сил, скорее всего, сделал бы «Трою» не реалистичным историческим сюжетом, а фантастикой с лишними затратами ресурсов. Возможно. Но именно Боги играют главную роль в античной легенде, верша над судьбами. В поэме представлено много сцен с их участиями. И вновь в тему вступают женщины. Гера обманом и соблазном отвлекает Зевса, чтобы помочь грекам. Но и как здесь без бед от женщин. Например, план Богини Эриды с яблоком раздора, которое Парис отдал Афродите – «прекраснейшей», обещавшей Елену. А та под чарами Богини бежала с Парисом – а это начало Троянской войны.

«Илиада» и «Троя», поэма и фильм, в их основе заложена лишь одна причина возникновения – женщина. А экранизация по мотивам гомеровского произведения – пародия или искусная иллюстрация к новой интерпретации Троянской войны.

Комментариев:
1

Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики