Кто такие дети индиго? Существуют ли на самом деле дети индиго?
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:24 ноября 2011
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Дети-индиго…за последние годы этот термин так прочно вошёл в наше сознание, что наш сосед по даче как-то раз при виде своего автомобиля, «пострадавшего» от рук малолетних вандалов, воскликнул: «Достали эти дети индиго!» (просим прощения за не вполне нормативную лексику – из цитаты, как и из песни, слова не выкинешь).
Ну а если серьёзно, то термин этот введён в 1982 г американкой Нэнси Энн Тэпп. Эта дама, считающей себя экстрасенсом и ясновидящей – и, соответственно, способная «видеть» человеческую ауру, утверждала, что есть дети, у которых она имеет синий цвет – отсюда и название «индиго» (так именуется краситель тёмно-синего цвета). Но особую популярность приобрело это понятие с лёгкой руки американского эзотерика Л.Кэрролла и его жены Дж.Тоубер, издавших в 1999 г. книгу «The Indigo Children: The New Kids Have Arrived» («Дети-индиго: новые дети прибыли»).
Иногда говорят, что дети-индиго – это особо одарённые, гениальные дети. Это не совсем так. Одарённые дети встречались всегда – В.А.Моцарт в три года сочинил концерт для клавесина, Б.Паскаль в 12 лет заново «открыл» аксиомы евклидовой геометрии – да практически у всех великих людей выдающиеся способности (музыкальные, математические и проч.) проявлялись довольно рано. Дети-индиго же, по мнению сторонников данной теории, являют собой новую ступень человеческой эволюции (т.е. явление, характерное именно для нашей эпохи), о них говорят даже как о «небесных эмиссарах» или «посланцах Бога». Отличительными же их особенностями являются аномальные способности – такие, как исцеление наложением рук, дар предвидения, способность видеть сквозь стены или сквозь человеческое тело и т.п. – а также особый склад характера.
Что касается аномальных способностей, то на сегодняшний день ни одного научного подтверждения их не существует – ни в связи с феноменом «детей-индиго», ни вне его, хотя попытки таких исследований предпринимались (можно вспомнить, например, небезызвестную Розу Кулешову, которая почему-то теряла свою способность «видеть руками», если привычная повязка на глазах заменялась ширмой с прорезью для руки). Возможно, поэтому намного чаще в разговорах о детях-индиго заходит речь об особом складе характера.
Каковы его черты, сформулировал ещё Л.Кэррол в упоминавшейся уже книге, но впоследствии в этот «список» вносились и иные черты:
1. Преувеличенно энергичны, неусидчивы, в связи с этим не делают некоторых вещей – например, никогда не стоят в очереди;
2. Некоммуникабельны, склонны замыкаться в себе;
3. Чувствуют собственную значимость, царственность и соответствующим образом себя ведут;
4. Не стесняются дать понять окружающим, в чём испытывают нужду;
5. Не признают авторитетов и не реагируют на упрёки относительно нарушения дисциплины;
6. Невосприимчивы к традиционным приёмам воспитания;
7. Способны быстро осваивать цифровые технологии;
Есть ли во всех этих характеристиках что-то принципиально новое, с чем не сталкивалось ни одно предыдущее поколение? Нет! Равно как и нет ничего необычного в том, что каждое новое поколение отличается от предыдущего (будь это не так – мы бы до сих пор сидели в пещерах и даже без огня). Правда, на современных бабушек и дедушек часто производит впечатление, с какой скоростью дети и внуки осваивают компьютер и мобильный телефон, которые они сами никак не научатся включать – но и в этом нет ничего удивительного: чем старше человек, тем труднее ему осваивать что-то новое, существовали бы мобильные телефоны, когда бабушке было 5-6 лет – наловчилась бы в них не хуже, чем сейчас её 6-летний внук.
Что касается первых двух признаков, то они давно известны детским психологам и психиатрам как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и аутизм. Такие дети действительно нуждаются и в особом внимании родителей, и в особом подходе педагогов, и в помощи специалистов – но это именно расстройства, с которыми достаточно трудно жить. Никому ведь не приходит в голову считать признаком «небесной избранности» ДЦП или синдром Дауна.
Третий и четвёртый признаки присущи абсолютно всем людям… в определённом возрасте, а именно – в 2-3 года (иногда чуть дольше). Это тот самый возраст, когда «луна бежит за мной, когда я бегу», когда все, кто приходит к моим родителям, приходят исключительно для того, чтобы «поиграть со мной» и т.д. – словом, весь мир «вращается вокруг меня», и как реагируют дети такого возраста, когда не выполняются их желания (например, не удаётся в автобусе сесть у окна), прекрасно знает любой родитель – такое вот «чувство собственной значимости». На языке психологии это называется «детским эгоцентризмом» – естественное явление, связанное с осознанием себя как личности, которое с возрастом проходит. Но при определённых обстоятельствах эгоцентризм может и «вырасти вместе с ребёнком», может превратиться из детского эгоцентризма в обычный эгоцентризм (и тогда не позавидуешь тем, кому в будущем придётся иметь дело с этим человеком).
Это неминуемо произойдёт, если родители будут это «чувство собственной значимости» культивировать. Такие родители находятся всегда – ведь каждому хочется видеть своего ребёнка «самым-самым», а трезво оценить его возможности мужества хватает не у всех… А в наше время масла в огонь подливает то самое представление о «детях-индиго»: родителю, начитавшемуся публикаций на эту тему (благо, недостатка в них нет), ничего не стоит принять проявления кризиса трёх лет за признаки «ребёнка-индиго» – да почему бы и не быть у нас ребёнку-индиго, если таких сейчас 80% (откуда взялась такая «статистика», кто исследовал, на какой выборке – тайна, покрытая мраком, но цифры такие попадаются в Интернете регулярно, и всегда найдётся тот, кто поверит). Особо «продвинутые» родители могут ещё и обратиться к «специалисту», который проверит цвет ауры – а такие «специалисты» прекрасно знают, что клиент платит, пока он верит, а верит – пока слышит то, что хочет слышать… И вот уже родители убеждены, что у них – ребёнок-индиго, и воспитывать его они будут соответствующим образом… как?
На эту тему тоже существует немало советов во всякого рода книгах, на сайтах, посвящённых «проблеме детей-индиго». Конечно же, такие дети требуют особого подхода: «…они ожидают, что родители будут… целовать их на ночь, рассказывать сказки». Но помилуйте, какой же ребёнок этого не ждёт? Разве что тот, который никогда такого обращения не видел – так неужели современному человеку, чтобы быть ласковым со своими детьми, надо непременно считать их «пришельцами с небес» – а просто так любить своих детей мы уже не можем?
Впрочем, любовь, уважение к ребёнку, ласка – это не главное. А главное – всегда помнить о том, что он особенный, что традиционные методы воспитания ему не подходят. А что такое «традиционные методы воспитания»? Объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», похвалить за хороший поступок, пожурить (а то и наказать) за плохой… но ведь дети-индиго – это «новые люди», старые социальные нормы им не подходят, а раз так – не следует ни навязывать им эти самые нормы, ни порицать за их нарушение! Определить это всё можно одним словом – вседозволенность.
В свете такого подхода становится понятным эмоциональное высказывание нашего соседа, приведённое в начале статьи. Увы, он в своём мнении не одинок! Сколько раз приходилось наблюдать на форумах, посвящённых родительским проблемам, такую ситуацию: человек жалуется, что ребёнок ведёт себя отвратительно – хамит взрослым (даже родителям), бьёт младшего брата, не желает наводить порядок в собственной комнате – и тут же находится кто-нибудь особо «образованный», кто непременно объяснит: современные дети – это в большинстве своём «дети-индиго», не надо на них давить, не надо навязывать им «устаревшие» нормы! Иными словами – пусть дальше хамит, дерётся, не признаёт никаких обязанностей – он же «пришелец из будущего», а вы тут его в разбросанные вещи носом тыкать будете! Уберите за ним сами, «проглотив» оскорбление в ваш адрес – а он пусть готовится «изменять мир»!
Как уже говорилось, впервые детей-индиго «обнаружили» начале 80-х, значит, сейчас первым «индиго» уже под тридцать… напрашивается вопрос – где же они, эти «эмиссары Небес», что же они себя никак не проявляют, если рождаются в таком количестве? Объяснений этому предостаточно: «их принуждают работать в спецслужбах», «кому-то выгодно их исчезновение» и т.п., но в свете всего вышесказанного напрашивается совсем другое объяснение…
Нетрудно заметить, что количество гениев в наше время отнюдь не увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами – а вот преступность растёт, как никогда. Кто скорее всего вырастет преступником? Конечно, тот, кого растили в атмосфере вседозволенности – без «традиционных методов воспитания» и «навязывания социальных норм». Так не является ли идея детей-индиго своеобразным «знаменем» нашей эпохи, провозгласившей торжество индивидуализма, стремление «брать от жизни всё», не считаясь с окружающими?
И наверное не случайно «теория» эта возникла в США – в стране, которая уже давно решила, что ей позволено всё.
Оставить комментарий