АвтоВаз: прошлое, настоящее и будущее
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:29 ноября 2015
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Ultra Low Cost. Такую классификацию альянс Renault-Nissan даёт автомобилям производства АвтоВаза. Дескать, на Вазе будут выпускаться автомобили «Рено», «Ниссан», а так же вот эти «Low Cost». Да уж, сделали одолжение владельцы 50,1% акций АвтоВаза! Так и хочется сказать, вот засранцы! Да эти «лоу кост» мало чем хуже вашего металлолома! Пусть и именуются вами как «ультра низкая стоимость». Ультра…
Ладно там, всякие европейские пижоны. Но свои-то… «Я никогда не куплю это *овно» - говорит иной русский, глядя на фото Лады Гранты и покупаёт другое «*овно», только корейского или, простите, фиг знает какого происхождения. Однако, этот умный русский считает их хорошими и надёжными машинами… Ну и пусть считает. «Они говорят, мы делаем». Да уж, много грехов у Лады, много. Даже само руководство завода в 2009 году признавало, что выпускает автомобили очень низкого качества… Признавало… Основной причиной назвали низкое качество комплектующих, которые поставляют всякие поставщики. Признал ВАЗ, что выпускает… не лучшие авто. И, знаете, это здорово! Здорово, когда ты признаёшь и понимаешь свои недостатки. А не делаешь вид, что ты весь такой замечательный и надёжный. Не делаешь вид. Да, хватает у ВАЗа грехов, но мало какой производитель, даже осмелюсь сказать НИ ОДИН ПРОИЗВОДИТЕЛЬ в мире не работает вот в таких тяжёлых условиях. Нет, речь не о финансах, речь об отношении собственных граждан (блин, не потребителей, а граждан!) к продукции своей страны. Когда тебя, все твои обновления воспринимают в штыки! Ладно там, всякие пижоны из Европы… Но свои… Обидно! «Они чем там вообще занимаются, почему тут…» и давай перечислять проблемы авто класса ultra low cost. Своих родных авто… Автомобилей своей родной страны. Умные такие? Ну, соберитесь все вместе, умные. И сделайте так, чтобы на Ладах не было проблем. А языком блямкать, это, знаете, не то.
«Они говорят, мы делаем». Этот вазовский лозунг, который появился при выходе Лада Калина в 2004 году, делает честь АвтоВазу! Несмотря на все сложности и нападки со стороны своих собственных сограждан, «они» (мы!) не сдаются! Это делает честь АвтоВазу. А качество - оно появится. Главное – намерение. И пусть те, кто зло называет продукцию своей страны «тазами» ездит на Hyundai Solaris и Kia Rio, и наслаждается великолепным качеством корейских машин! Только не надо «какать» на Ладу. Пересаживайтесь на б/у иномарки и наслаждайтесь, только хватит, простите, ныть!
Вот такое получилось эмоциональное вступление. Что же такое АвтоВаз? Пробегусь вкратце и без особой точности по его истории и сравню с чем-нибудь. Всё ведь познаётся в сравнении.
История АвтоВаза началась, как бы это выразить, неожиданно, что ли… На дворе шёл 1966 год. Со времён войны прошло уже 20 лет, многие о ней уже подзабыли. Жизнь в стране наладилась, коммунизм «почти» построили. Планово вводились в строй новые предприятия.
Так же планово был введён в строй новый автомобильный завод, местом для которого стал город близ реки Волги Тольятти. Тольятинский Автомобильный Завод… Не, они, блин, что, издевались? Почему предпочли именно Тольятти, а, скажем, не Всеволжск. Чтоб потом смело назвать завод ТАЗом? Такой тонкий юмор? Ну, впрочем, ладно. Если бы не завод, Тольятти никогда бы не стал таким, каким он стал.
Говорят, выбор пал на итальянскую компанию FIAT не спроста. В этой стране в то время имели популярность коммунисты. И, видимо, СССР для маскировки своей финансовой и ещё какой-нибудь помощи, решил взять итальянские автомобили в качестве основы новой русской модели. Нового русского производства. Стоит отметить, что острой необходимости в новом заводе не было. К тому времени уже давно и успешно выпускались «народные» автомобили Москвич. Были «ненародные» Победы. С учётом того, что машину (квартиру, дачу, яхту…) можно было получить только «по знакомству», необходимость нового завода ещё более снижалась. Простите, а на фига он нужен, если даже устаревшие Москвичи к началу 70-х было не достать? Зачем ещё и ВАЗы-ТАЗы? Незачем. Отсюда можно было сделать простой вывод, изначально завод строился для экспорта. То есть «на вывоз». И действительно, более четверти всей ВАЗовской продукции в советские годы уходило за рубеж. Там копеечные "копейки" расходились на ура. А что, тачки сравнительно современные, по тем временам, но ко всему прочему раза в 2 дешевле итальянских аналогов. А качество на достаточном уровне. Изначально ВАЗ настраивался на «дешёвку», которая будет брать не технологиями, а низкой стоимостью. И в том не завод виноват, это было задание правительства, КПСС.
Простым же русским, советским и прочим смертным, живущим внутри СССР ВАЗ стал более-менее доступен только к началу 90-х годов. Не, ну, конечно, такие машины продавались внутри страны задолго до либерального угара. Но они были, скорее, исключением, чем правилом. Обладать ВАЗом считалось привилегией. У многих вообще машины не было. Но именно с начала 90-х ВАЗ массово пошёл «в народ».
Именно с этого времени у нас лавинообразно набирает популярность «классика». ВАЗ 2105, -06, -07, -04, 2121… Нива, конечно, не классика, но близка к ней. К слову, Нива, пожалуй, это визитная карточка не только АвтоВаза, но и всей России того времени - СССР. Таких машин ранее в мире не делали.
Пик продаж потомков FIAT 124 пришёлся как раз на период с 1995 по 2005. И я отлично помню, почему люди покупали эти машины. Потому что они считались надёжными и сравнительно современными. Да, «классика» считалась хорошей машиной. Как недавно это было! Такое мнение перекочевало прямиком из СССР и прямо подтверждает версию того, что в Союзе ВАЗы были отнюдь не так популярны. Их было не достать. Они были хорошими машинами.
Потому, проектируя Ладу Гранту ребята немного просчитались. Они строили максимально дешёвую замену «классике» (блин, кто же там хочет получить «мерседес» из изначально дешёвой машины и сравнивает её с мерседесом?), надеясь, что люди хотят дешёвую и брутальную машину. Они ведь классику берут… А она дешёвая и брутальная. Ан нет! Классику брали не из-за брутальности! А из-за того, что у этой машины ещё со времён СССР остался оттенок «крутости». А изначально «плохая» Гранта была встречена в штыки. «*овно». Смешно даже. Нет, не гнались советские русские за дешевизной. Просто машины приличные имели для них вид не более ВАЗ 2107. А Волги – это просто пик мечтаний. О Мерседесах с электроприводами даже никто и не помышлял. Потому, проектируя авто для народа, нужно изначально делать КЛАССНУЮ ТАЧКУ. Пусть она будет и не дёшева. Ведь и советские машины для советских людей были далеко не дешёвыми! Ведь уровень 8000 рублей, примерная стоимость «восьмёрки» в 1985, это около 40 200-рублёвых месячных зарплат (и не говорите, что многие получали больше). Если современные «реальные» 20.000 рублей умножить на 40, то получим 800.000. Многие ли сейчас способны купить тачку за 800 штук? Ну, не многие, но многие. Так если выразиться. Короче, обычная ВАЗовская продукция сейчас стоит до 600 тысяч. А говорят, что в СССР всё было дёшево.
Вот на эти 800 штук и надо строить Ладу. И тогда она будет популярна. А деньги… найдутся деньги. Лада Веста. Говорят её стоимость будет около 650 тысяч рублей за самую дорогую версию. Уж что, но ВАЗ за долгие годы выпуска «нехороших машин», научился делать неплохие машины за недорого. По совокупности потребительских свойств неплохие. Конечно, если учесть, что машина была из бракованных деталей и не ломалась постоянно. Такое бывает. Достаточно часто. Примерно на равнее с бракованными вариантами. 50 на 50. Короче, хватит воду мутить, Лада Веста – это отличное авто, которое должно стоить даже по советской логике около 800 тысяч. И если её будут продавать за 550… Молодцы, ребята!
Есть ещё один момент. Возникает стойкое ощущение, что продукцию завода осознанно «тормозили». Так что она становилась хуже европейских аналогов. Как будто это делали специально. Например, проект ВАЗ 2108 появился уже в 1980. Готовый автомобиль. Проверили, понравился. Причём, разработка проекта началась, если ещё не ошибаюсь, в 1977. Почему же в серию машину запустили только в 84-ом?! Они что 4 года делали? Если готовые авто уже в 80-м были! Им что, сложно было сотню машин для испытаний сделать и быстро в серию пустить? Да раз плюнуть! Нет, ждали, блин, четыре года… Потом её, опять же, нифига никто купить не мог. И реально автомобиль стал доступен только к 95-му. 15 лет! Вы что, издеваетесь?! И «десятка» ВАЗ 2110. Отличная машина для середины 80-х. На ней до сих пор пол России ездит и ничего, нормально. Машина была разработана примерно к 1985. В качестве замены УЖЕ УСТАРЕВШЕЙ к тому времени 2108 (которой, правда, ещё толком никто не покупал - дорого). Нет, уж что-что, а инженеры на ВАЗе были и есть толковые. Кто их тормозил? Кто искусственно ограничивал огромный потенциал русских инженеров, которые были в состоянии порвать немцев как тузик тряпку? Нет ответа. Но 2110 стала доступна только к началу 2000-х… Ясное дело, к тому времени конкурировать с иномарками ей уже не светило. И всё равно, на этой машине до сих пор очень многие ездят. И это реально неплохая машина.
Так, что дальше? Ну, не будем зацикливаться на том, что после развала (кстати, так везде и пишут «развала», прям официально) СССР ВАЗ перешёл в нечистые руки всякого криминала. Вроде бы, из-за стычек вокруг завода погибло много людей, сам криминал, милиция и даже руководство завода.
А что было потом? А потом пришёл Путин со товарищи и весь криминал куда-то убежал. В основном, видимо, в Англию и прочие переразвитые страны.
Ростехнологии. Именно эта компания стала контролировать завод. Фактически это означало, что автогигант перешёл под прямую опёку государства. Вот ведь как интересно, много заводов «полетело» в 90-е, но АвтоВаз страна не бросила. И, действительно, хоть и плохие машины, но свои. Это лучше чем хорошие, но чужие. Ещё вернусь к этой теме.
Потом нашлась ещё какая-то контора (не помню как там её…), лидеры которой предложили Ростеху оптимальный вариант развития АвтоВаза. Акции предполагалось разделить между Ростехом, этой конторкой и каким-то именитым европейским производителем. Так и сделали. Чуть позднее Ростех выкупил акции конторы и осталось только два владельца: Ростехнологии и альянс Рено-Ниссан. Это произошло как раз во второй половине 2000-х - прям совсем недавно. Правда для тех, кто считает каждый год, это уже очень давно.
На заводе нет толкового руководства, завод только-только очистился от многочисленных криминальных паразитов, производство устарело, кадры устали… Но в 2004 году выходит новая модель Лада Калина! И не надо клеймить за отсталость и не лучший устаревший дизайн! Для завода сам факт выпуска новой модели был чудом! В таких условиях завод вообще не должен был работать, не то что что-либо выпускать, и уж тем более обновлять! «Они говорят, мы делаем» И сделаем! И корейцев, и немцев, и всех прочих!
Не знаю почему, может как раз из-за народной любви, но ВАЗ к концу 2000-х остался единственным российским предприятием, выпускающим автомобили. Ultra Low Cost. Разорился Москвич, точнее разорили, накрылись Оды от Ижа, перестали выпускать Волги… Но ВАЗ работал. А что, ему было проще других? Ничуть!
Говорят, новая эпоха в истории АвтоВАЗа настала с выходом «восьмёрки». Дескать, первый российский автомобиль с передним приводом, даже Порше его дорабатывал (как будто сами доработать не могли!)… Но мне кажется, что это не новая эпоха, нет… Всё та же рутина, «резинотянутельство». Мне кажется, что новая эпоха для АвтоВаза настала именно с середины 2000-х годов. Когда по простой человеческой логике завод должен был закрыться, как закрылись многие. А он не только не закрылся, но и выпустил новую модель. Лада Калина. Вот точка отсчёта. Вот грань между «старым» и «новым». Да, ВАЗ 11183 во многом повторял прежние модели. Тот же двигатель, схожая подвеска. Но уже кардинально другой кузов, салон, появилось множество незаметных глазу новаций. И это в условиях почти полного развала! И машина поехала! А в 2007 вышла лада Приора – глубокая модернизация «десятки». И если скинуть со счетов откровенно бракованные варианты, которые постоянно ломаются, то машины вышли не плохие. Для российских реалий самое то! Как говорят, если попадётся вазовская машина, собранная с утра, она будет нормальной, если «вечерний вариант», то жди проблем. Угадаешь - нет, повезёт - не повезёт… Кому-то не везло и они получали постоянно ломающуюся машину. А кто-то наоборот, покупал автомобиль и не мог нарадоваться ему. Да, и такие были, и есть.
Второй реальный этап «очищения» завода настал совсем недавно. С приходом шведа Бу Инге Андерсона. Этот чувак уже имел дело с русскими машинами. Именно он закрыл в конец устаревший проект Волги в 2008 году. Что первым делом сделал Андерсон на ВАЗе? Смешно, но ЗАСТАВИЛ МЕСТНЫХ НАЧАЛЬНИКОВ ПОЧИСТИТЬ ТУАЛЕТЫ! Ой, умора! Нет, молодец! Как он говорил, работать в условиях, когда нет нормальных туалетов, столовых, комнат отдыха очень тяжело (а то, что в цехах туалеты были мягко говоря «не нормальные» - факт, хотя сам не видел). Поэтому были вложены многие миллионы долларов на обустройство вот таких простых вещей. И жить стало лучше и веселее. А что, нельзя было раньше отремонтировать сгнившие санузлы? Можно было, конечно. Только, почему-то, никому до этого не было дела. И что за манера разъезжать на двухмиллионных «Инфинити», если ваш завод выпускает тачки класса Low Cost с приставкой Ultra? Не хорошо это! Вот и продал Андерсон тачки крутых менеджеров. Выручил 20 «лимонов» и, видимо, вложил их в разработку и выпуск Лада Ларгус VIP. Это бывший «Логан MCV», купленный АвтоВАЗом и слегка переделанный стал развозчиком крутых вазовских дядек. И что ещё интересно, в Ларгус Вип установили двигатель от Гранты, не исходный Рено, а модернизированный Грантовский мотор. Вроде бы он 132 «лошади» выдаёт. Бу, вроде, говаривал, что Ларгус Вип пойдёт в мелкую серию. А что, прикольная тачка! Сзади вместо дивана 2 раздельных кресла, места для ног хоть отбавляй, а 130-ти сильный мотор очень недурно тянет эту повозку! Почти лимузин!
Итак, какие модели сейчас выпускает АвтоВаз или как это сейчас… Lada:
- Лада Гранта;
- Лада Калина 2;
- Лада Приора;
- Лада Ларгус;
- Лада 4*4 или просто Нива (хотя бренд «Niva» купили коварные и нечестные GM-овцы);
- Nissan Almera, Renault Logan/Sandero – это всё ягоды с одного поля.
И вот, 25 сентября 2015, стартует выпуск Лада Веста. Эта модель разрабатывалась на основе «замятого» менеджерами проекта Лада С. И это именно та вазовская модель, которая делалась не с точки зрения «как можно дешевле», а с точки зрения «как можно лучше». И первые тесты показали, что она реально неплохая.
Конечно, у всех вышеперечисленных моделей есть множество модификаций. Лада Гранта Лифтбек, Калина Кросс, Гранта и Калина спорт, Калина Спорт NFR (Need For Race).
Хотелось бы пожать руку всем тем, кто несмотря на тяжелейшие условия не сдавался и продолжал работать, продолжал и продолжает верить в то, что многие уже похоронили. Молодцы, ребята! И пусть они говорят, мы их сделаем!
Комментариев:2-
01.12.2015 21:30:18Не сложно. Покупаете Газ 21 за 50 тыс руб. Ставите на него двигатель от тойоты и коробку автомат, цена вопроса 250 тыс, делаете красивый салон на 150 тыс., красите машину тысяч за 100 И, готово, отличный ретро-автомобиль с современной начинкой! Итого около 600-700 тыс вместе с работой:). что предпочтёте, современную Kia Rio в люксовой комплектации или такой вот тюнинг вариант?:) -
01.12.2015 21:20:46Хоть я и не Автолюбитель, но по мне так сейчас все машины - тазы. Такие большие металлические тазы. раньше красивые машины выпускали..вот вернуть дизайн и добавить новые технологии, чтоб хоть чем то отличаться от Иномарок...как говорят - тАЗОВ и будет нам счастье.
Оставить комментарий