Как и когда появился первый мотоцикл? Первые мотоциклы в СССР, мотороллеры и мопеды. Как все начиналось

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Первый в мире мотоцикл, а точнее, велосипед с мотором, создал в 1885 году Готлиб Даймлер. Немецкий изобретатель не умел ездить на двухколёсном велосипеде, и поэтому у его мотоцикла было еще два боковых колеса, чтобы поддерживать равновесие. Он был способен разгоняться до 12 км/ч, что было немалой скоростью для того времени. Рама из дерева и четыре деревянных колеса, обитых железом - этот «драндулет» выглядел совсем не так, как привычный нам современный мотоцикл. Но именно он послужил основой для дальнейшего развития мототехники. Расцвет производства мотоциклов в СССР наступил несколько позже, чем в других странах Европы, а именно в 1950-х годах.

Первый советский мотоцикл - мотоцикл «Союз», который был выпущен заводом «Авиахим», а спроектирован инженером П. Н. Львовым, известным своим участием в создании скульптуры "Рабочий и колхозница". В 1924 году 22 августа, вместе с другими советскими и зарубежными мотоциклами, «Союз» проехал от Москвы до Харькова и вернулся обратно в столицу, преодолев 1476 километров. Это было удачное испытание, в котором «Союз» доказал свою способность соперничать с иностранными марками. Первый мотоцикл имел одноцилиндровый четырехтактный двигатель, многодисковое сцепление сухого типа и всего три передачи. Вес мотоцикла составлял 112 килограммов, а максимальная скорость - 70 километров в час. На 100 километров пути он расходовал 3 литра топлива. Недостатком было то, что при довольно большом объеме - 500 кубических сантиметров, двигатель обладал недостаточно высокой мощностью. К сожалению, «Союз» так и не допустили к серийному выпуску, потому что «Авиахим», нацеленный на строительство авиатехники, не был ориентирован на мотоциклы.

Первые мопеды в СССР

В отличие от мотоцикла, мопед обладает не таким мощным двигателем и предназначен для небольших скоростей – до 50 километров в час, а объем двигателя мопеда не превосходит 50 кубов. В 1958 году на Рижском мотозаводе «Красная Звезда» вышел первый в СССР мопед - Рига-18. Модель получилась не лучшего качества, и, после практики на чешском заводе JAWA, в 1961 году начался серийный выпуск уже улучшенных моделей - Рига-1. Эта модель была достаточно легкой, всего 45 килограммов, и достигала скорости 40 километров в час. Мопед имел одноцилиндровых двухтактный двигатель, запуск которого осуществлялся с помощью педалей, двухступенчатую коробку передач и двухдисковое масляное сцепление. Мопеды постоянно модернизировали, выпуская все новые модели. На вождение мопеда получать права не требовалось, поэтому этот вид транспорта был особенно популярен среди подростков. И вообще мопед считался модным средством передвижения в советское время, например, в фильме «Приключения Электроника», один из главных героев - Сыроежкин - ездит именно на мопеде Рига. После распада СССР в Латвии начался кризис, и в 1998 году производство мопедов было остановлено, а «Красную звезду» распродали по частям.

Первые мотороллеры

Мотороллер и скутер – это названия одного и того же транспортного средства – закапотированного легкого мотоцикла с вертикальной посадкой водителя. Двигатель «младшего брата» мотоцикла расположен сзади под сидением. Самым первым мотороллером СССР является «Вятка ВП-150», вышедшая в 1957 году на Вятско-Полянском машиностроительном заводе. Советская модель – копия культового итальянского скутера «Vespa GS150», что в переводе означает «оса». Действительно, итальянская модель, созданная в 1946 году фирмой Piaggio, – грациозная, утонченная и быстрая. В 1953 году «Оса» полностью завладела сердцами молодежи, благодаря фильму «Римские каникулы», в котором знаменитая актриса Одри Хэпберн появляется на скутере «Vespa». «Вятка ВП-150», весом 118 килограммов, способна разгоняться до 70 километров в час. Советский мотороллер имеет одноцилиндровых двухтактный двигатель объемом 148 кубов. Однако советская модель имеет свои отличия от итальянской. Итальянский скутер имеет четыре передачи, в то время как у советского мотороллера их три. Замок зажигания у «Вятки» является отдельным прибором, расположенным на руле, а у «Осы» он помещен в корпус фары. Также есть отличия в форме спидометра, надписи и в других внешних деталях. В частности, на крыле переднего колеса советской модели красуется флажок с красной звездой. «Вятка ВП-150» был самым стильным мотороллером в СССР, но в 1966 году его сняли с производства.

Мы живем в современном мире и наблюдаем за созданием новых мотоциклов, мопедов и скутеров. С каждым годом они становятся качественнее, удобнее, мощнее. Но существуют и поклонники так называемых ретро-моделей, которые считают их дизайн более привлекательным. И таких любителей немало. Существуют целые клубы, в которых люди обмениваются опытом, занимаются куплей-продажей и реставрацией, продлевая жизнь стареньким отечественным моделям.

Комментариев:
5

  • 15.02.2016 19:19:57
    Виктория, а у Вас есть мотоцикл?:)

  • 26.12.2014 18:08:47
    Даа... Мотоцикл - чтука классная! В своё время на отцовском "Урале" катался - вещь! Первый мотоцикл Даймлер Готлиб изобрёл? Немец, да к тому же с Даймплер Крайслер...Похоже. рПо-ходу, этот Даймлер не есть ли предок Мерседеса? 12 км/ч и сейчас для велика нормальная прогулочная скорость. А для 19 века - скорость неспешного бега лошади.

  • 27.08.2014 16:26:57
    Мотоцикл хорош летом, а зимой машинка нужна).

  • 24.08.2014 21:16:50
    Спасибо =)

  • 16.08.2014 16:48:03
    Класс! Мотоцикл - моя мечта. Может быть когда-нибудь она осуществится. От меня плюс за статью

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Twin-m-s
1 M-t
1 Ckifanca
1 Lykov
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики