Каково происхождение и значение имени София? Дать ли дочери имя София?
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:08 марта 2012
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
София… вот женское имя, которое никогда не выйдет из обихода! Оно кратко, красиво, легко произносимо, с лёгкостью образует сокращённые и ласкательные варианты (Софьюшка, Сонечка, Сонюша), оно есть в церковном календаре – значит, им можно крестить…
В отношении его происхождения – этот один из тех случаев, когда этимология сомнений не вызывает: оно пришло из греческого языка и переводится как «мудрость», «премудрость», «разумность» (этот корень входит в слово «философия» – «любовь к мудрости»). В античной философии понятие Софии тесно соотносилось с богиней Афиной, как понятие разумной упорядоченности мира.
Христианская эпоха переосмыслила античную «Софию» как «Премудрость Божию», причём в большей степени это понятие развивала восточная (православная) христианская философия – сначала византийская, затем русская. София-Премудрость Божия даже изображалась как аллегорическая фигура на иконах – в виде ангела с лицом и руками огненного цвета… Кстати, термин «София» в этом значении не забыт и поныне – так называется журнал Новгородской епархии.
Очевидно, поэтому женское имя София было любимо в Византии – откуда оно и пришло к нам – вместе с христианской верой. Правда, тогда оно уже ассоциировалось не только (и даже, наверное, не столько) с абстрактной «Премудростью Божьей», сколько со святой, носившей это имя, память которой отмечается 30 сентября (17 сентября по старому стилю)… но не только её: в этот же день именины у женщин, носящих имена Вера, Надежда и Любовь.
Святая София жила в Риме во время правления императора Адриана (117-138 гг.). Она была вдовой и растила трёх дочерей, которых назвала в честь трёх главных христианских добродетелей – Верой, Надеждой и Любовью… то есть, конечно, их звали не так, они носили греческие имена – Пистис, Элпис и Агапэ. Это была самая обычная семья, ничем не отличающаяся от прочих римлян… кроме, разумеется, христианской веры – которую они не считали даже нужным скрывать (ведь тот, кто знает, что прав, никогда не скрывает своих убеждений), да ещё тем, что во времена всеобщего разврата вели тихую и скромную жизнь. Когда это случилась, старшей из девочек было 12 лет, средней – 10, и младшей – 9.
Трудно сказать, чем эта семья привлекла столь пристальное внимание императора – но факт остаётся фактом: император велел привести вдову с дочками пред свои «светлы очи». Они прекрасно понимали, чем это кончится – однако же, не выказали страха. Адриан убеждает женщину и девочек принести жертву Артемиде, ознаменовав тем самым своё отречение от Христа.
Трудно сказать, кто страдал больше: девочки, когда их жгли на железной решётке, привязывали к колесу и били палками – или их мать, присутствуя при этом… но так или иначе – никто из них не проронил ни слова… Наверное, мы не ошибёмся, если представим, что кто-то из мучителей при этом выкрикнул те же слова, которые в фильме «17 мгновений весны» гестаповка при сходной пытке обращает к радистке Кэт: «Вы не мать!» Да, на первый взгляд кажется, что воспетая поэтами «святая материнская любовь», должна была заставить женщину отречься и умолять дочерей сделать то же самое, и никто бы её за это не осудил – ведь она бы спасала своих детей, разве не это на первом месте для матери?
Те, кто так думает, путают понятия «мать» и «самка с детёнышами». «Самка» заботится о физическом выживании потомства – примерно так же, как это делают животные – и о примитивном комфорте: «самка» потратит последние деньги на «навороченный» мобильник (не выглядеть же сыночку хуже других!), не отпустит в боксёрскую секцию (ещё зашибут мальчика!), даст взятку в военкомате (пусть другие воюют и рискуют жизнью – а я своего сыночка не отдам!)… словом, как сказал гоголевский герой – «Ты бы спрятала их под юбки и сидела!» София же «наседкой» не была – она была Матерью, способной переступить через свои животные инстинкты – и сделать своих детей Людьми, благословив их на подвиг.
Софию не подвергают пыткам и не казнят – ей отдают истерзанные тела детей… нет, не из уважения к её материнским чувствам. Адриан, как и все политики, прекрасно разбирается в людях – и умеет использовать такую «житейскую психологию» в качестве оружия: пусть эта упрямая женщина продолжает жить, потеряв детей! Потому-то Софию тоже считают мученицей (ведь и пытать, и убивать можно не только физически).
Через три дня София умирает на могиле дочерей: её «земная миссия» завершена – и, наверное, большего Бог от неё потребовать не мог…
Следует заметить, что из четырёх имён Софии в нашей стране «повезло» больше. Труднопроизносимые и не вполне благозвучные для русского уха Пистис, Элпис и Агапэ сразу же были заменены своими переводами: Вера, Надежда и Любовь, но даже в таком виде прижились не сразу, а только с середины XVIII века. Имя София тоже пытались переводить как «Премудрость», но всё же Премудростью дочерей никто не называл… а вот Софией была наречена дочь московского князя Юрия Даниловича, правившего в конце XIII-начале XIV вв., и с тех пор имя это входит в употребление на Руси. Немало поспособствовало его популярности женитьба Ивана III на последней византийской царевне Софье Палеолог в 1472 г., надолго утвердив имя Софья в качестве преимущественно аристократического.
Следует заметить, что мать трёх юных мучениц – самая известная святая София, но не единственная. Кроме неё почитаются св. София Египетская – тоже мученица, погибшая во второй половине III в. (память 1 октября/18 сентября); св. София, чьи именины отмечаются 4 июня (22 мая по старому стилю), прославилась не только мученической кончиной, но и врачеванием; св. преподобная София Фракийская (17/4 июня) известна своей богоугодной жизнью: похоронив шестерых детей, она заботилась о вдовах и сиротах.
Есть среди святых Софий и наша соотечественница – такое имя приняла в монашестве несчастная первая супруга великого князя Василия III, в миру носившая имя Соломония, канонизированная впоследствии как преподобная София Суздальская (29/16 декабря).
Белорусская православная церковь чтит св. Софию Слуцкую – последнюю представительницу рода князей Слуцких; живя в тяжёлое время Брестской унии (присоединения ряда епархий православной Киевской митрополии к Римско-католической церкви в 1596 г.), она всеми силами защищала своих подданных от насильственного обращения в католицизм; память её отмечается два раза в год: 17 июня/4 июля и 1 апреля/19 марта.
И наконец – ещё одна святая мученица София (память 8 февраля/26 января и 28/15 февраля), послушница московского Страстного монастыря, расстрелянная в 1938 г. по обвинению в контрреволюционной агитации (весьма закономерное по тем временам обвинение для христианки).
Любили это имя и писатели: Софией зовут положительную героиню фонвизинского «Недоросля», героиню комедии «Горе от ума», невесту Эмиля в трактате Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», не забудем также Соню из «Войны и мира» (которую «положительная» Наташа Ростова с высоты своего благополучия абсолютно несправедливо именует «пустоцветом») и Сонечку Мармеладову Федора Достоевского.
Из знаменитостей можно вспомнить С.В.Ковалевскую, проявившую себя не только в математике, но и в литературе, звезду отечественной эстрады С.Ротару, знаменитую драматическую актрису С.В.Гиацинтову, одного из самых значительных композиторов современности – С.Губайдулину…
Наконец, имя это увековечено и на географической карте (так называется с XIV в. столица Болгарии – по названию кафедрального собора св.Софии), и даже в космосе: открытый в 1885 г. астероид был назван Софией в честь супруги немецкого астронома Х.Зелигера.
Не случайно это имя так любят – причём не только в нашей стране: по данным статистики 2010 г. оно было на втором месте по популярности в Великобритании и на первом – в Ирландии… так может быть, есть смысл следовать такому – несомненно доброму – примеру?
Оставить комментарий