Рембрандт ван Рейн - биография, краткая историческая справка. Жизнь замечательных людей
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:17 января 2015
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Во всем мире Рембрандта признают как величайшего европейского художника. Но не все было гладко в жизни великого мастера. Как складывалась жизнь, и формировалось творчество человека, оторвавшего искусство от изображения повседневной жизни.
Немного о том, в какой обстановке родился и жил мастер. Голландия XVII века возвысилась благодаря предприимчивости своих жителей. Проще говоря, их торговой хватке. И, в отличие от других европейских стран, в коих на тот момент господствовала родовитая аристократия, в Голландии в большем почете, а также у власти, находилась торговая верхушка. Это была прослойка знатных, а значит богатых бюргеров. И, в противовес своим «коллегам» по европейскому цеху, родословной, восходящей к IX-X векам не имела. Интересы и потребности нидерландской верхушки тоже витиеватостью не отличались. Если пища – то та, что доступнее, если интерьер – то городской, попроще, а если картина – то непременно изображавшая близкое, понятное, повседневное. Поэтому художнику превзойти своих собратьев можно было, выбрав себе нишу, в которой приходилось совершенствоваться, а затем творить жанровые картины, незначительно отличавшиеся друг от друга.
Рембрандт с одной стороны сломал эти устоявшиеся традиции своим более глубоким и более выразительным творчеством, а с другой только усилил, став непревзойденным мастером портретного жанра, хотя только ими его творения не ограничивались.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, втором по величине городе Нидерландов XVII века в семье мельника. Учился он в латинской школе при университете, а изучение живописи начал у Якоба ван Сваненбюрха, лейденского художника, специализировавшегося на исторических картинах. В юношеском возрасте Рембрандт перебирается в столицу. В Амстердаме успех сопутствует молодому художнику, и там же он создает свой знаменитый «Урок анатомии у доктора Тюльпа» всего лишь в 26 лет. Картина была признана ценителями и Рембрандту стали поступать заказы.
На волне своих достижений Рембрандт успешно женится на девушке из богатого семейства – Саскии и вскоре переезжает в большой дом на Бреестрат. Удача не покидала мастера и в 1642 году он пишет самый знаменитый групповой портрет «Ночной дозор». Неслыханный по тем временам гонорар в 1600 гульденов выплатили изображенные на картине члены городской дружины.
У этой картины, как и всякого шедевра, своя интересная история. В отличие от практиковавшегося до Рембрандта статичного изображения группового портрета, мастер как будто придает картине движение. Городские дружинники изображены в момент выхода на улицу. Каждый из них словно выхвачен из своей жизни, как будто запечатлен на фото. За довольно большой период времени картина потемнела (пыль, лак), из-за чего возникает мнение, что Рембрандт изобразил ночную сцену. До 1715 года полотно провисело в зале собраний дружины, после чего было перемещено в городскую ратушу, где ее для «удобства» обрезали со всех четырех сторон. Но, до нас все же дошло это великолепное произведение, полное загадок. Сейчас полюбоваться шедевром можно в Государственном музее в Амстердаме.
Это сейчас искусствоведы оценивают «Ночной дозор» как величайшее произведение. Заказчики же, коими являлись члены отряда гражданского ополчения Нидерландов, остались крайне недовольны. Как так! Автор изобразил одних впереди других, кого-то больше, кого-то меньше. Оценить игру светотени и динамику заказчикам и другим ценителям XVII на тот момент не удалось, и в творчестве Рембрандта наступает спад – он получает все меньше и меньше заказов.
В личной жизни художника тоже начинается черная полоса. Умирает его жена – Саския, служившая моделью для многих его картин. Мастер усиливает спад интереса заказчиков к своим работам тем, что пишет теперь на интересные ему самому темы – в основном это были библейские сюжеты. Начинаются крупные финансовые траты – все сбережения Рембрандт тратит на антиквариат, из-за чего приходится продать свой дом.
Художнику повезло с тем, что окружавшие его люди были поистине верны ему. Это был его сын – Титус, и молодая служанка Хендрикье (по-видимому, гражданская жена), которая позже родила Рембрандту дочь. Благодаря им, творческое наследие мастера удалось сохранить. Титус и Хендрикье официально значились работодателями Рембрандта, что означало, владение его произведениями, которые, в случае полного краха, не смогли бы изъять кредиторы.
В этот так называемый «поздний» период Рембрандт создает такие шедевры как «Иаков, благословляющий сынов Иосифа», «Еврейская невеста», «Возвращение блудного сына». Отдельно стоит отметить портретный жанр, прославленный Рембрандтом – это зачастую портреты одних и тех же людей – Саскии, Титуса, Хендрикье. Автор вновь и вновь пишет их, словно совершенствуясь сам или пытаясь увековечить их. К портретному же жанру относится и со школы известный нам цикл работ Рембрандта под общим названием «Старики».
Противостояние мастера заказчикам выразилось и еще в одной форме – вопреки господствующей традиции писать на заказ, Рембрандт пишет самого себя, создав более 90 автопортретов (их могло быть больше, но это те, что дошли до нас). Изображая себя в разное время, в разных обстоятельствах художник не пытался приукрасить, наоборот, выписывал тщательно, со всеми недостатками, показывая не только внешний облик, но и отражая состояние души.
Свои последние годы Рембрандт жил в окружении заботливых и любящих его Титуса и Хендрикье. Но, создание величайших шедевров в конце жизни не принесло ему радости – в 1663 году умерла Хендрикье, а в 1669 – Титус. Пережив своего сына на несколько месяцев, в 1669 году умирает непревзойденный мастер, привнесший неоценимый вклад в историю изобразительного искусства – Рембрандт Харменс ван Рейн.
Оставить комментарий