Был ли Уильям Шекспир автором "Гамлета"?
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:09 ноября 2011
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Уильям Шекспир… пожалуй, нет такого человека (даже не очень образованного), который бы никогда не слышал это имя. Современники не особенно ценили его творчество (впрочем, кто и когда оценивал по достоинству гениального современника?), но вот уже четыре столетия его сонеты восхищают любителей поэзии и вдохновляют композиторов, его пьесы не сходят со сцены и становятся основой для многочисленных экранизаций… и не прекращаются споры о том, кто же всё это великолепие написал?
Самая радикальная точка зрения состоит в том, что такого человека вообще не существовало (Мэнли Холл в своей книге "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии" даже приводит рядом портреты В.Шекспира и Ф.Бэкона, доказывая, что на них изображён один и тот же человек – что, впрочем, ещё лучше помогает разглядеть, что люди всё-таки разные). Но это утверждение – как любые крайности – заведомо не выдерживает проверки: уж слишком много известно фактов из биографии этого человека, чтобы отрицать его существование.
А вот был ли У.Шекспир автором «Гамлета», «Короля Лира» и других шедевров, которые ныне издаются и ставятся под его именем – другой вопрос. И в попытках решить его иной раз доходит до откровенного абсурда: так, ещё в XIX веке американка Д. Бэкон задалась целью получить доказательства того, что истинным автором шекспировских пьес был её великий однофамилец… из потустороннего мира. С этой целью она несколько ночей провела у могилы Шекспира – дело кончилось помещением в дом для умалишённых…
Другой «вероятный претендент» – английский драматург Кристофер Марло. На первый взгляд, версия выглядит логично: Марло был ровесником Шекспира, но писать начал раньше, а убит был примерно тогда, когда начал свою творческую деятельность Шекспир, почему бы не предположить, что он не погиб, а скрывался и писал пьесы под чужим именем? Но ключевое слово – «примерно»: последние пьесы Марло и первые творения Шекспира появились параллельно, так что же – Марло какое-то время подписывал одни произведения под настоящим именем, а другие – псевдонимом? Абсурд!
Называют и ещё трёх претендентов: граф Оксфорд, граф Ратленд и граф Дарби.
Напрашивается вопрос: а почему вообще надо сомневаться в принадлежности Шекспиру драматургических шедевров, подписанных его именем?
Ответ на этот вопрос известен давно: Шекспир (то есть тот, кто на самом деле написал эти пьесы) пишет о медицине, как медик, о законах, как юрист, демонстрирует знание античной литературы – конечно же, этот человек не может быть каким-то жалким актёришкой из заштатного Стратфорда-на Эйвоне, который университетов не кончал!
Такая позиция, пожалуй, может показаться убедительной современному человеку – ведь в наше время образование всё дальше уходит в область узкой специализации, а специалист (как сказал кто-то из великих) «всегда односторонний – как флюс». В XVI же веке образование ещё не утратило своей фундаментальности и универсальности.
Но ведь такое фундаментальное образование, наверное, было доступно только людям знатным (теперь понятно, почему среди пяти претендентов на авторство – четверо аристократов?). Это не совсем так. В то время позаботиться об образовании своих детей имел возможность тот, у кого были деньги. В Стратфорде-на-Эйвоне самыми состоятельными людьми были купцы – а У.Шекспир родился именно в купеческой семье. Университетов он действительно не кончал, а вот в школе учился. Посмотрим внимательно, что это была за школа… и скажем прямо – она была совсем не такой, как та, в которой учились мы с вами!
Многим ли из нас довелось (не в школе, так хотя бы в вузе) учиться у выпускников МГУ? А в школе, где учился юный У.Шекспир, все учителя были выпускниками Кембриджа или Оксфорда (эти университеты и сегодня входят в число лучших вузов мира), и учили они и латыни, и греческому, и древней литературе, и математике, и философии, и прочим учёным премудростям своего времени.
Учились в такой школе всего 7 лет, но расписание было таким, что современным школьникам, ноющим из-за «перегрузки», и не снилось: занятия начинались в 6 утра и продолжались до пяти вечера лишь с двумя получасовыми перерывами (в 9 утра на завтрак и в два часа дня на обед). При таком напряжённом графике за 7 лет, пожалуй, можно было выдать больше информации, чем в современной школе выдают за 11 классов.
Классно-урочной системы ещё не существовало: все дети сидели в одном помещении, каждому учитель давал индивидуальное задание и потом так же индивидуально проверял его. Не очень удобная форма работы – потому от неё и отказались после Я.А.Коменского – но определённые плюсы у неё были: каждый ученик продвигался в своём темпе, середнячки и отстающие не тянули назад более способных учеников… Как видим, в школе, где учился будущий драматург, ученик умный и любознательный мог научиться очень и очень многому!
Итак, «ничем не примечательный» актёр из Стратфорда-на Эйвоне вполне мог иметь уровень образованности, который демонстрирует автор «Юлия Цезаря» и «Макбета». И уж конечно он был грамотным – и, наверное, мог быть знаком с философией Ф.Бэкона, и даже в чём-то разделять его взгляды (именно этим может объясняться их «налёт» в некоторых его произведениях – а вовсе не тем, что их написал сам Ф.Бэкон!).
Но есть в этих пьесах и кое-что другое – чего Ф.Бэкон точно знать не мог! Нетрудно заметить, что в произведениях Шекспира главный герой (и вообще герой, у которого роль достаточно большая) не появляется в двух сценах подряд – автор учитывает, что актёры устают во время спектакля, что им надо давать передышку. Иными словами, автор знает специфику сцены «изнутри» – и у Ф.Бэкона такого опыта определённо не было, а вот у У.Шекспира был: он ведь играл на сцене!
А что ещё нам известно об этом человеке?
Не так уж мало. У него были дети, в том числе сын, которого звали… Гамлет. Да-да, именно так! Он рано умер, и случилось это незадолго до того, как Шекспир написал одну из самых мрачных трагедий – «Гамлет». Героиня этой трагедии, как вы помните, утонула, собирая цветы. Нечто подобное произошло в детские годы Шекспира: двухлетняя Джейн Шекспир (по-видимому, двоюродная сестра Уильяма), собирая цветы, упала в ручей и утонула… будущему драматургу было тогда пять лет: достаточно большой, чтобы понимать, что произошло, и достаточно маленький, чтобы трагический случай врезался в память на всю жизнь…
Не слишком ли много совпадений с биографией «актёришки»? Неужели неведомый автор специально подгадывал? Или проще предположить, что это были переживания самого Шекспира?
Ещё один аргумент против авторства Шекспира состоит в том, что за 4 года до смерти он перестал писать. Следует заметить, что это не единственный случай в истории искусства: Й.Гайдн перестал писать музыку за три года до смерти, Дж.Россини очень мало написал в последние 38 лет жизни… видимо, может наступить момент, когда гений «исчерпывает себя». К слову, Ф.Бэкон умер через 10 лет после смерти У.Шекспира (и если кто-то допускает, что он мог перестать писать за 14 лет до смерти – то почему это не могло произойти с Шекспиром за 4 года), а граф Оксфорд… за 8 лет до прекращения творческой деятельности Шекспира!
Так может быть, пора перестать «искать в тёмной комнате чёрную кошку, которой там нет» и признать раз и навсегда: автором шекспировских шедевров был сам Уильям Шекспир – и никто другой!
Оставить комментарий