Что такое Черный квадрат Казимира Малевича?
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:20 января 2012
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Полотно размером 79,5 на 79,6 см. На белом фоне – чёрный квадрат. Так выглядит одно из самых знаменитых полотен ХХ – теперь уже прошлого – столетия. Создан этот шедевр в 1915 году – уже шла Первая мировая война, уже – по меткому выражению А.Ахматовой – «начинался не календарный, настоящий двадцатый век». Внимание эта картина приковывает до сих пор, и многих это удивляет: за что такая честь творению Казимира Малевича? Да чтоб такое нарисовать – и художником-то быть не надо, это же каждый может взять холст и этакую геометрическую фигуру намалевать – даже я!
Но не торопитесь с выводами! Без сомнения, чёрный квадрат вы нарисуете с лёгкостью – но сможете вы сказать, что это – картина, произведение искусства? То есть сейчас-то уже это и не проблема – а вот легко ли было сказать это в начале прошлого века? В сущности, искусство той эпохи во многом именно этим и занималось – называло искусством то, что раньше никто бы искусством не назвал: музыкант несколько минут сидел за роялем, ничего не играя – и это называлось музыкой, художник изображал бесформенные пятна – и это называлось живописью (не случайно именно в XX веке заговорили об «обезьяньей живописи»: обезьяны-то в любые времена были способны схватить кисть, если человек им её даст, и заляпать холст, а вот о том, что это живопись, до ХХ века не догадывался никто...).
Безусловно, в этом было и творческое начало (нахождение чего-то нового, нестандартного), и художественная смелость. В то же время, эти творческие поиски находились в русле определённых видов искусства с их исторически сложившейся системой выразительных средств – ведь даже Н.Кейдж с его «4 минутами 33 секундами» всё-таки взывал к слуху публики (хотя и «обманывая» его), и самый абсурдный шедевр абстракционизма – это всё-таки краски, нанесённые на холст с целью вызвать какие-то мысли и эмоции у того, кто будет на этот холст смотреть… И конечно, всё это диктовалось мироощущением авторов… так что определяющие признаки произведений искусства у всех этих художественных экспериментов есть.
Словом, как бы мы ни воспринимали «Чёрный квадрат» – всё-таки придётся согласиться с тем, что это произведение искусства. Даже можно определить, в рамках какого художественного направления он создан – направление это называется супрематизмом (что в переводе с латыни означает «наивысший»), и состоит оно в выстраивании композиций из простейших геометрических фигур разных цветов… Да, искусство – но какое? Ведь художественное произведение – каким бы абсурдным оно ни казалось – всегда является выражением какой-то эмоциональной мысли, каков же смысл «Чёрного квадрата»? А разгадать это важно – ведь 19 декабря 1915 г. на открывшейся в Петербурге выставке под странным названием «0.10» эта картина была помещена не просто на самом видном месте – а на месте знаковом: в красном углу, где обычно помещают иконы… иными словами, новая эпоха – прямыми наследниками которой являемся мы с вами – провозгласила этот смысл своим «духовным знаменем»…
Образ этот – предельно простой, как любой символ – имеет два элемента: квадратная форма и чёрный цвет. Что такое квадрат? Это форма, абсолютно не свойственная ничему живому – видели ли вы хоть раз растение с идеально квадратными листьями или животное, у которого какая-то часть тела была бы квадратной? Нет, жизнь не знает 90-градусных углов – её формы всегда «неправильны», изменчивы в силу своего разнообразия и движения.
А что такое чёрный цвет? Это не цвет даже – это его отсутствие как такового, ведь цвет – свойство света, а чёрный цвет – это отсутствие света. В физике есть понятие «абсолютно чёрное тело» – гипотетический объект, которое полностью поглощает свет (как черная дыра), не отражая его – образно говоря, место, где свет умирает…
Итак, получается, что смысл «Чёрного квадрата» – отрицание света и отрицание жизни. Людей искусства иногда считают пророками – и если вспомнить, как человечество прожило ХХ век, можно с полным правом сказать: да, это была картина-пророчество… и – духовный манифест начинающееся эпохи! Поистине страшный манифест…
Ныне век, «портретом» которого стала картина К.Малевича, завершился. Каким будет человечество в нынешнем веке? Присмотримся повнимательнее к творениям наших современников – они подскажут…
Оставить комментарий