Отношение к телу и сексу в средние века: куртуазная любовь, культ Прекрасной Дамы. Сравнительный анализ культур Востока и Европы в Средние Века
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:30 августа 2013
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Почему не исчезает необходимость размышлять о существовании культа тела и секса в Средние века, снова говорить об этом? Напоминать об этом стоит хотя бы всвязи с тем, что именно в Средневековье произошел значительный переворот в понимании телесных практик и в отношении к сексуальности. Средние Века более, чем какая другая эпоха, повлияли на отношение к телесности и сексуальности в современном обществе. Многое из того, что отражает настоящее зародилось именно в Средние Века, именно католические государства своими метаниями от запрета телесности до ее восхваления предопределили два знаковых переворота, произошедшие в XIX- XX веках. Это были возрождение спорта и сексуальная революция.
Поскольку речь пойдет об отношении к телу и сексу в средневековой Европе и в государствах Дальнего Востока, нет смысла разграничивать культуры. Намного интереснее, с моей точки зрения провести сравнительную характеристику вклада европейской и восточной средневековой мысли в развитие общества, а также влияние на развитие телесных практик и сексуальности. Этот вопрос интересен в своей противоречивости.
Развитие культа тела в Средние века, как в Европе, так и на Дальнем Востоке вызывает много споров и догадок. С одной стороны в центре жизни европейского общества находилось тело, с другой стороны, все темы, как-либо затрагивающие телесные практики, категорически табуировались. Над культом тела, значительно развитым в Античности, в Средние века возобладал монашеский аскетизм. Как отмечается в труде Жака Ле Гоффа и Николя Трюона «История тела в средние века»: «С одной стороны тело презиралось и осуждалось, с другой - подчеркивалась его позитивная роль и ценность в мире. То же самое относится и к сексу - церковью сексуальность осуждалась, сексуальная близость регламентировалась. Святой Фома Аквинский говорит о том, что именно в телесном наслаждении то благо, в котором нуждается человек, поскольку именно чувственные страсти способствуют усилению духовного порыва».
В рамках всего вышесказанного стоит сказать, что отношение к телу и сексуальности в этот период довольно разнополюсное - поощряются монашество, умерщвление плоти, воздержание и целомудрие, ношение власяницы и самобичевание. С другой стороны – относительно терпимое отношение к полигамным отношениям в браке, чувственным наслаждениям. Мне хотелось здесь опереться на энциклопедию «Всемирная история в лицах. Раннее средневековье» и привести примеры разного отношения к телу. Так, примером целомудрия и нравственности может служить Людовик Благочестивый, сын Карла Великого. На первом месте для него стояла нравственность и целомудрие. Поэтому, изгнав из дворца развратников и пьяниц, сослав в дальние города своих сестер, славившихся вольным поведением, заслужил одобрение своего духовника, монаха Бенедикта.
В качестве примера чувственной страсти и куртуазной любви вполне может служить двор любви Элеоноры Аквитанской. Эта одна из самых знаменитых женщин средневековья, прославившаяся красотой, любовными приключениями и интригами, будучи королевой Англии, организовала в Пуатье свой собственный двор, состоявший из прекрасных фрейлин и их поклонников. Был создан особый кодекс любви, которому все должны были повиноваться. И уже здесь мы можем говорить о куртуазной любви.
У куртуазной любви достаточно много определений и ликов. Что же она собой представляет? В то время, когда церковью запрещается любое проявление чувственности, именно куртуазная любовь выступает посредницей между «желанием тел и влечением душ». В статье «Малоизвестные факты о сексе в средние века», опубликованной в журнале The Style цитируется определение куртуазной любви средневекового поэта: «чувство незаконное, но облагораживающее, страстное, но подчиненное власти рассудка, унизительное, но возвышающее».
Помимо этого, развивается культ Прекрасной Дамы, что также является одним из ликов куртуазной любви, поскольку представляет собой любовь бесстрашного рыцаря, избравшего дамой своего сердца замужнюю женщину или женщину, которая не может ему принадлежать по иной причине, например, особу королевской крови. Поэтому рыцарь восхищается своей прекрасной дамой и поклоняется ей издалека, на почтительном расстоянии. Всю свою жизнь до последнего вздоха свои победы и завоевания он посвящает ей. Именно чувственная страсть вызывала «души чудесные порывы» у трубадуров и рыцарей. Одним из первых трубадуров, воспевающих Прекрасную Даму, считается Гильом Аквинский.
На Востоке также как и в Европе женщине отводится второстепенная роль. В Европе церковь старается подчинить тело контролю, вводя ограничения, на Востоке проявления плотских желаний регламентируется конфуцианцами. Таким образом, устанавливаются правила, которым общество, как европейское, так и восточное, должно неукоснительно следовать. Помимо всего прочего в Европе греховным считается даже поддержание своего тела в чистоте. Нечистоплотность средневекового европейского общества, пренебрежение элементарными правилами гигиены раскрывается наиболее полно в работе Саида Ягья «Интимная гигиена и гигиенические процедуры: от античности до наших дней». Помимо названного источника, чтобы узнать о том, как в Средневековье соблюдались правила гигиены достаточно открыть любое пособие по социальной гигиене. В отношении Востока подобного факта не упоминается.
Но как на самом деле в Средние века обстояло дело с сексуальной моралью? В сексуальном поведении были введены определенные рамки. Как в Европе, так и на Востоке на вершине иерархии дозволенного находилась девственность. Но если в Европе это трактовалось как возможность доказать свою любовь к Богу, то на Востоке это было первым условием для того, что бы стать главной женой. Поэтому в аристократических кругах за целомудрием девушки следили более строго, нежели в народе. Европейцы в своем стремлении к воздержанию и целомудрию изобретают и совершенствуют пояса верности. Так же в Европе церковью пропагандируется культ Девы Марии, как образца нравственности.
Говоря о половой природе тела в Средние века, можно сказать, что она также была регламентирована и преследуема цензурой и в европейской, и в восточной культуре. Хотя на Востоке ничего греховного в половой связи не видели, скорее наоборот, но любое упоминание о сексуальности было запрещено. В своем труде «Сексуальная жизнь в Древнем Китае» Роберт ван Гулик в предисловии отмечает закрытость темы сексуальности и добросовестную работу цензоров в эпоху Цин. В европейской и восточной культуре женщина воспринималась как второразрядный член общества, но с одним различием: на Востоке в спальных покоях она была наставницей, хранительницей тайн секса, в то время как в Европе женщина угнетена во всех областях жизни. В хрониках женщина предстает как бестелесное, эфемерное существо. О ней упоминается вскользь, она служит фоном описания подвигов мужчин. Даже в художественных произведениях нет подробного описания женщины, ее характера, достижений. Возлюбленные Петрарки, Данте, Боккаччо также эфемерны и бестелесны, они больше воспринимаются как музы великих поэтов, чем реальные женщины.
Брак в Средние Века представляет собой противостояние разврату, средство для продолжения рода, и очень часто это - решение политических дилемм. И отношение к половой близости в браке в европейской и восточной культуре было различным. В Европе супругам предписывалось обуздывать свое тело, женщине быть пассивной, мужчине быть не слишком активным. Порой это приводило к неожиданным последствиям. Как пример приведу следующее: «Однажды аристократ, возвратившись поздно вечером с охоты, пришел к своей жене исполнить супружеский долг. И только утром выяснилось, что женщина умерла еще до его возвращения. Неизвестно, случилось ли эта история на самом деле или вымышлена, но женщинам было разрешено после этого случая проявлять периодически признаки жизни» - данный случай описывается на сайте Lady.ру в статье «Секс в Средневековье: почему женщинам разрешили подавать признаки жизни».
В восточной культуре в половой близости партнеров не было жестких ограничений, поэтому чувства моральной вины, и уж тем более, греха супруги не испытывали, как отмечает в своей работе Роберт ван Гулик. И если в Европе пылкая любовь к жене определялась как прелюбодеяние, была разрешена только одна сексуальная поза (миссионерская), то на Востоке, как повествует Роберт ван Гулик в своем исследовании «Сексуальная жизнь в Древнем Китае», создавались «сексуальные пособия» для супругов. Подобно европейскому, в чжоу обществе соблюдалось четкое классовое разделение на аристократию и простолюдинов. Для аристократии характерны полигамные браки - главная супруга, прочие жены и наложницы. В Европе любые отклонение преследовались церковью. Смертным грехом считались гомосексуализм и содомизм. На востоке к гомосексуальным связям относились терпимо. И у Ле Гоффа, и у Ван Гулика мы видим доказательства того, что многие влиятельные лица того времени были гомосексуалистами.
Взаимопроникновение культур выражается в том, что многие средневековые европейские доктора верят в восточную медицину и широко используют ее методы. Поэтому обязательным руководством для европейского медика является «Канон врачебной науки» составленный Авиценной. Католическая церковь всячески выражала неодобрение и осуждение сексуальной жизни. Но... Этот предмет ее очень интересовал: в полемических церковных трудах нередко встречаются красочные и подробные описания сексуальных актов, поля исповедников изобилуют непристойными сценами, шокирующими позами и разнузданным сплетением тел. На подобный факт обращает внимание Ле Гофф . Поля рукописей служили сопротивлением цензуре, на них тело было свободным от запретов и комплексов. Невольно задаешься вопросом, что же представляли себе церковники средневековья, когда с таким пылом обрушивались на плотские утехи?
Сопротивление тела, воспевание секса, эротизм Средневекового общества нашел свое отражение в художественной литературе, в библейских сказаниях. Назовем самые яркие примеры. Никакое произведение так ярко не иллюстрирует сексуальную жизнь в средневековой Европе как «Декамерон» Джованни Боккаччо. Здесь собраны и литературно обработаны известные притчи и анекдоты о любви. «Декамерон» стал своеобразной энциклопедией любви.
Яркий пример дворцовой жизни нашел свое отражение в легендарном произведении старинной японской прозы «Записи у изголовья», автором которого является придворная фрейлина Сей Сенагон. Тонко, легко, смело повествует автор о нравах и обычаях императорского двора, размышляет об искусстве в своих дневниках. Также о жизни средневекового общества рассказывают Мурасаки Сикибу, Ёсида Кэнко. Воспеваемое церковью целомудрие нашло свое отражение в житиях католических подвижников. Как примеры можно привести житие святого Бенедикта, Житие святой Урсулы, житие Терезы Авильской и другие. Все они проповедовали целомудрие, безбрачие, ревностное служение церкви.
Итак, подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что католикам не удавалось полностью подчинить тело своему контролю, и они упражнялась в придумывании для него правил, регламентов и предписаний. Католические функционеры овладевали телесными практиками, контролируя и приспосабливая унаследованную от Античности языческую манеру поведения, которую церковь не принимала и отвергала. Все области социальной и частной жизни, так или иначе связанные с телом: кулинарное искусство, постоянно меняющиеся эталоны красоты, жесты, любовь и отношение к наготе, - подчинялись восторжествовавшей в Европе новой идеологии. Однако подобные изменения составляли длительный процесс. Ле Гофф в своей работе «История тела в Средние Века» указывает на то, что христианство и придворное общество стремились цивилизовать тело и привить ему хорошие манеры. Но тело сопротивлялось. Эротика и обнаженное тело появлялись на рисунках рукописей и в литературных произведениях.
Но вот что интересно. Кто больше уделял истинное внимание телесности и сексуальности - зажатая в жесткие рамки церковных ограничений Европа или же следующий даоским учениям и трактатам Конфуция Восток? Средневековье - это своего рода загадка для историков. Еще немало будет исследований на тему развития общества в Средних Веках, влияние культур друг на друга.
Комментариев:3-
28.05.2016 09:07:59Юлия, а как называется эта книга, которую вы читали, кто автор? )))) -
23.02.2014 12:18:33Интересно! -
18.09.2013 11:28:40А я вот читала историческую книгу, там писали о том, что в средние века, наоборот, было нормой вести активную сексуальную жизнь и даже взрослые разрешали 10-ти летним детям этим заниматься, и открыто говорили об этом с пятилетними детьми. То есть не видели в этом ничего такого, а потом прогрессивные люди того времени стали это менять и вводить многие запреты.
Оставить комментарий