Столпы православия в России или популярные русские святые. Часть третья - Русская революция. Иоанн Кронштадтский, Блаженная Матрона, Серафим Вырицкий
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:23 июля 2015
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Иоанн Кронштадтский
Будущий великий подвижник православия родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Родители Иоанна – Илия Сергиев и его жена Феодора, были небогаты. Отец служил диаконом в местном храме.
Иоанн родился таким маленьким и слабым, что родители думали будто он скоро умрёт. Потому и поспешили окрестить младенца по имени святого Иоанна Рыльского, память которого отмечалась в тот день. Мальчик выжил.
Семья жида очень бедно, экономили на всём. Потому как только стало возможно, Ваню на последние деньги отдали учиться в Архангельское приходское училище. Но парню было тяжело учиться – как и Сергию Радонежскому в своё время. И так же как и Сергий, Иоанн горячо молился Богу о даровании ему разумения грамоты. И в один день после молитвы: «Точно завеса спала с глаз, точно ум раскрылся в голове». И учёба пошла в гору. Одним из лучших учеников Ваня закончил училище и лучшим – Архангельскую духовную семинарию. И был принят на казенную (бюджетную) основу в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Примерно в это время у Вани умер отец. Он было собирался бросить учёбу и идти служить диаконом, но мать его отговорила. Но, помня о тяжёлом положении матери, Иван нашёл подработку в учебном заведении, где работал с «бумагами». А весь скромный заработок отправлял матери.
Однажды, прогуливаясь по академическому саду, Иоанн заснул (видимо, сидя на лавочке) и увидел сон, будто он священник и служит в городе Кронштадт в Андреевском соборе. Ни в соборе, ни в этом городе Иван раньше не бывал. Но во сне он точно понимал, что это именно Андреевский собор и точно город Кронштадт. 12 декабря 1855 года, в возрасте 26 лет, отец Иоанн был торжественно рукоположен в священники. Когда отец Иоанн остановился на пороге храма, в котором ему теперь надлежало служить, то был в состоянии чуть ли не ужаса – это оказался тот самый Андреевский собор в городе Кронштадт, что ему приснился задолго до этого.
Вскоре отец Иоанн женился на дочке местного священника или небольшого иерарха (церковного начальника) Елизавете. Но договорился с девушкой, что не будет вступать с ней в половой контакт. И всю жизнь они жили как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобой давай посвятим себя на служение Богу».
Повидав бедность, отец Иоанн был очень чуток к бедным. Раздавал деньги и, бывало, даже возвращался домой без сапог – тоже отдавал. В Кронштадте жило много бедных людей, которые работали в порту. Жили они в грязи, во зле. Ночью в этом городе вполне можно было попасть под ограбление. Вот таких людей и взял под свою опёку отец Иоанн.
Есть воспоминание одного из таких людей: «Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, но помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руке сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребёнок серьёзно слушает. Мне всё кажется, батюшка был как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел, вот, мол, шляются… да глаза батюшки серьёзные и ласковые меня остановили: стыдно стало… Опустил я глаза, а он смотрит – прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать всего, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что там, где дети всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винит меня, нет, всё оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушёл он, я сижу и молчу… Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком и стал…».
Один раз отца Иоанна попросили помолиться об исцелении одного человека. Тот стал молиться, чтобы Бог сделал с ним по воле своей. Но одна пожилая благочестивая прихожанка, которую он давно знал, сказала ему, что молиться надо за выздоровление. Отец Иоанн сначала боялся так дерзко молиться перед Богом. Но потом решился. И тот человек выздоровел. И тогда отец Иоанн понял, что это Бог направил его молиться за людей. И потом молился как просили.
А молился он очень много. Отец Иоанн взял себе за правило каждый день совершать литургию – службу в храме. Фактически работал в режиме 7 через 0, то есть без выходных.
Храм, рассчитанный на тысячи прихожан, на его службах был забит до отказа. Записки с просьбами помолиться ему передавали даже в алтарь, где он сразу и молился. Из-за огромного количества народу отец Иоанн принимал общую исповедь. И люди не боялись – даже из толпы выкрикивали свои грехи. Отцу Иоанну перечислялись огромные суммы денег – говорят до 1 миллиона в год, что по тем временам, когда копейка за деньги ценилась – много. Однажды, после службы один богатый человек в благодарность за что-то протянул о. Иоанну конверт, а тот, взяв его, тут же передал нищему.
- Отец Иоанн! Там же тысяча!! – возмутился богатый человек. - Его счастье – парировал священник.
На огромные деньги, которые протекали через Иоанна кронштадтского, он построил церковь, училище для бедных, где обучали всяким ремёслам. Храм в своём селе.
Присутствовал священник и при смерти императора Александра 3. Тот говорил отцу Иоанну, что когда он держит у него руки на голове, то ему – царю – становится хорошо, а когда он их убирает, то царь страдает. И император просил, чтобы отец Иоанн не убирал рук. Так и умер предпоследний император с отцом Иоанном поблизости.
Много Иоанн Кронштадтский молился за Россию. Говорил, что если она не избавится от множества плевел, опутавших её, то исчезнет, как и многие народы, стёртые правосудием Божиим с лица земли.
Когда отец Иоанн умер, то хоронить его пришла просто неописуемая толпа народа, которая заполнила всё пространство на километры вокруг. Причём в похоронах не было скорби. У людей было такое ощущение, что они празднуют праздник.
Отец Иоанн был похоронен в подвальном помещении храма, который находится в монастыре на Карповке, который устроил сам отец Иоанн.
«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом – и Он примирится с нами» - слова святого Иоанна Кронштадтского.
Матрона Московская
Семья Никоновых была обыкновенной русской семьей. Не очень богатые, но и бедными не назвать. Однако, доход у семьи не располагал к большому количеству ртов, поэтому Наталья, когда поняла, что кормить очередного – четвёртого – ребёнка будет проблематично. И ещё до рождения решила отдать чадо в приют какого-то богатого человека…
Но человеку подчас сложно предугадать то, что будет, мать всё же решила оставить ребёнка у себя… И причиной тому стал сон. Когда в голове не вращаются килограммы запутанных мыслей, родом из высшего образования, то люди, особенно женщины, становятся очень чувствительными, интуитивными. И тут интуиция женщины подсказала Наталье верное, но, на первый взгляд, не рациональное решение. А приснилась Наталье птица. Большая белая птица, которая села женщине на правую руку. Только лицо у неё было человеческое, но глаз не было – веки плотно закрыты.
С таким лицом и родилась девочка, которую назвали Матроной, в честь преподобной Матроны Константинопольской. Необычное стало случаться с самых первых мгновений жизни маленького человека. При крещении, когда священник окунул девочку в купель с водой, над ней появился лёгкий белый пар. Батюшка сильно удивился, много детей он крестил, но такое видел впервые. «Этот младенец будет свят» - был вердикт батюшки.
При этом священник сказал родителям Матроны, что если девочке что-либо понадобится, то пусть сразу обращаются к нему. И не раз потом родители Матроны обращались к батюшке, так как взрослеющая девочка проявляла живой интерес к иконам и православным книгам. Порой она просила принести ей книжку, которая лежит у батюшки в шкафу в таком-то ряду и на такой-то полке, после чего родители совместно со священником обнаруживали, что эта книга действительно там лежит.
Маленькая Матрона и предсказала смерть батюшки, сказав однажды: «Отец Василий умер». Родители побежали в дом к батюшке и с удивлением обнаружили, что тот действительно скончался.
У маленькой девочки был свой телесный крестик – маленькая выпуклость на груди в виде креста. Так что девочка неоднократно снимала обыкновенные крестики, а на претензии мамы ответила, что у неё свой есть.
Девочка была слепа. Вернее у неё совсем не было глаз, просто плотно сомкнутые веки. Но она видела. Каким-то странным образом, иногда по ночам, Матрона пробиралась к святому углу, где в доме висели иконы, снимала некоторые с приличной высоты и начинала играть с ними. Родители вешали иконы на место, но подобное повторялось.
Сверстники смеялись над девочкой, сажали её в яму, строгали прутьями. Так зачастую проявляется человеческая слабость – обижать тех, кто не может дать тебе сдачи. Но Матрёна терпела, она понимала, что эти же люди потом слёзно будут просить её помощи. И она поможет.
Уже в детстве в девочке открылся пророческий дар. Однажды, Матрёна взяла гусиное перо, ободрала его и оставила только маленький кончик, потом показала маме, сказав: «Вот так обдерут нашего царя батюшку». Мама испугалась, сказала, что так говорить нельзя… - Дитя ты моё несчастное… - утешала мама Матрону. - Это я то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша! – обоснованно отвечала девочка.
Родители полагали, что Матрона станет обузой для семьи и даже представить себе не могли как всё сложится. Однажды к ним в гости пришёл один мужик. Знакомый мужик. Тот жаловался, что у него сильно болит спина. «Матронушка, потрогай мне спину, ты ведь от Бога, может быть поможет». Девочка потрогала мужику спину и… боль ушла. И тут случилось… - Мама, готовься, завтра приедут меня сватать будут! - Да кому ж ты такая нужна? А на следующий день как пошли люди, на телегах приезжают, все Матрону ищут, и все какие-то гостинцы ей везут. Всем нужна от неё какая-то помощь и девочка всем помогала. - Матронушка, что же это такое? – удивлялась ошарашенная мама, глядя на вновь прибывающие повозки, взамен уехавшим. - Я же тебе говорила – сватать меня будут! – парировала девочка.
Лидия Янькова – так звали дочь помещика из села Себино Тульской губернии. Это то самое село, где и жила сначала Матрона. А Лидия была её хорошей знакомой. И дочь помещика часто брала с собой Матронушку в поездки по разным святым местам. Так они и побывали в Андреевском соборе города Кронштадт. Когда служба в соборе окончилась, а восторженная толпа всё ещё не уходила, отец Иоанн Кронштадский, глядя куда-то вглубь собора, вдруг сказал: «Православные, расступитесь!». И пошёл. Толпа разошлась, образовав дорожку, и тут… Великий пастырь подошёл к скромной слепой девушке, лет 15 от роду. «Матронушка! Иди, иди ко мне! Вот идёт моя смена – восьмой столп России».
Чем старше становилась девочка, тем тяжелее был её подвиг, и тем большие чудеса она творила. Лет 17 от роду у девушки отказали ноги, так она до конца жизни и осталась сидячей. Но поток людей не утихал. Люди шли к ней толпами, и Матрона стала фактически главной кормилицей семьи – в дар за её помощь люди несли и продукты, и деньги.
Однажды блаженная объявила, что хочет для церкви заказать икону Царицы Небесной «Взыскание погибших». Она нашла её образец в какой-то книжке. Попросила людей собрать деньги, сама же придумала им маршрут, причём такой точный, что определила его до последнего поворота. И благословила сбор пожертвований. Так люди прошли по окрестным сёлам, собрав милостыню. Один мужик нехотя положил рубль, другой с насмешкой кинул копейку… Когда деньги принесли Матроне, она стала их перебирать. Долго перебирала их блаженная и наконец отыскала тот самый рубль и копейку. «Верните их владельцам – они мне все деньги портят».
Заказали икону одному художнику. Тот подтвердил, что вполне справится с этой иконой, так как рисует их не впервые. Время шло, а художник как-то не торопился… И спустя какой-то длительный промежуток времени, тот приходит к заказчику – Матроне то есть – и сообщает, что у него ничего не получается. «Иди покайся! Ты убил человека!» - сказала ему блаженная.
Испугался художник, откуда она знает? Потом пошёл в церковь и покаялся. И спустя какое-то время нарисовал икону. Так образ Богородицы «Взыскание погибших» ещё не быв нарисован, оказался чудотворным, прежде всего для нарисовавшего его художника. А вторую подобную икону заказали в городе Богородицк. Когда икона была готова, то люди с образом двинулись крестным ходом от Богородицка до церкви в селе Себино. И Матрона участвовала в крестном ходе. Её несли, а она держалась за икону.
В возрасте 40 лет – 1925 год – Матрона перебралась в Москву. «Это святой город, сердце России» - говорила о столице блаженная.
Матрона перебиралась с место на место, хотя в некоторых местах оставалась достаточно продолжительное время. Так же как и в Себино, в Москве количество посетителей не уменьшалось. Охотилась за Матрёной и милиция. Она заблаговременно уезжала, иной раз в спешке, чувствуя приближение милиции. Хотя, однажды её «взяли». Посадили в общую камеру и… спустя недолгое время заключённые стали петь псалмы вместе с Матрёной. Тоже повторилось и тогда, когда блаженную перевели в отдельную камеру – зэки начинали славить Бога и распевать акафисты и псалмы. И Матрёну пришлось отпустить…
Во время войны она особенно много молилась, говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает солдатам. А однажды к блаженной пожаловал незваный гость, время было тревожное – зима 1941-го – немцы подступали к Москве и из столицы уже успели уехать множество коммунистов-начальников. К Матрёне пожаловал товарищ Сталин… О чём беседовал лидер СССР с Матрёной доподлинно неизвестно, но известно, что блаженная советовала вождю не уезжать из Москвы – немцы её не возьмут. И Сталин остался…
Впоследствии Матрона говорила про Иосифа Виссарионовича: «Кто знает, может Бог и помилует Сталина…». Говорила, что вождя прельстили, оттого и случились массовые репрессии. К слову, Сталин умирал страшно, собственные коллеги подсыпали яд толи в еду, толи в бокал с чаем. А потом удерживали врачей, чтобы они не шли к вождю. Так товарищ Сталин пролежал больше суток, не имея возможности даже встать, находясь под действием сильного яда. Конечно, в планы заговорщиков это не входило – яд убивает быстро. Но вождь оказался крепче, чем на первый взгляд. А потом Сталин умер. И, вопреки начальному плану, его тайно предали земле. Таким образом, выходит, ЧТО Бог помиловал Сталина, уподобив его первому вошедшему в рай человеку – разбойнику.
Сама Матрёна мирно почила 2 мая 1952 года. Перед смертью она волновалась, на удивлённые вопросы священников: «Неужели и вы боитесь смерти?» отвечала «Боюсь».
Помногу молилась блаженная во время жизни. Учила она чаще крестится, говоря, что крест подобен замку, закрывающему душу человека от незваных гостей.
Во время митингов призывала плотно закрывать все окна и форточки, сидеть и молиться: «Тучи бесов следуют вокруг и прельщают людей».
Говорила, что раньше нечистая сила обитала в болотах, да в дремучих лесах, а сейчас вся вышла наружу. Потому что раньше люди были иконами и молитвой защищены – дьяволы боялись таких домов, а теперь никто не молится и они селятся в жилищах. «Хватайтесь за мою пяточку и спасётесь» - так образно говорила Матрона о том, что те, кто прибегает к ней за помощью будут спасены.
Серафим Вырицкий
Василий Николаевич Муравьёв. Богатый русский купец конца 19, начала 20 века. Вёл бизнес профессионально. Его компания, занимающаяся продажей мехов, получала стабильную прибыль. Были свои центры и в германии, и в Нидерландах, и во Франции. Так жил и трудился успешный русский предприниматель. Пока не наступила революция... Продавая имущество, люди уезжали за границу. Так мог бы поступить и Василий Николаевич, состояние его было огромно… Но он поступил иначе. Продав всё своё имущество, раздал деньги нуждающимся, а сам ушёл в монастырь. Сумасшедший? Вероятно, так и подумали многие его коллеги. Но о его коллегах сейчас все забыли, а про то, чтобы забыть Серафима Вырицкого, даже речи нет.
Варнава, именно такое имя получил новый инок в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербург. Варнавой звали духовного отца Василия Николаевича, который был старцем Троице Сергиевой лавры. На дворе было 16 (по-нашему 29) октября 1920 года. В монастырь же ушла и жена Василия Николаевича – Ольга Ивановна, получив имя Христина. С схиме же – высшей степени служения монаха Богу – и муж и жена назвались одним именем – Серафим (Серафима), в честь преподобного Серафима Саровского. И, если про матушку Серафиму мало что известно, то об отце Серафиме такого сказать никак нельзя.
В 1930 году отец Серафим перебрался в Вырицу, его отправили туда на лечение из Александро-Невской лавры. А побыв в новом месте недолгое время, отец Серафим узнал, что лавру закрыли, а многих монахов арестовали. Таким образом, он был избавлен от ареста. Но болезнь не только не утихала, но усиливалась. У подвижника началась межрёберная опухоль, отказывали ноги и множество других болезней. Приезжавшие врачи ставили вердикт – завтра он умрёт. Но отец Серафим не умирал… день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцев он жил, страшно страдая, но при этом благодаря Бога за болезнь, которая способствует очищению его души.
Врачи отказались от отца Серафима, а он не умер… И тут начались чудеса, по молитве подвижника стали совершаться многочисленные исцеления. Народ к нему пошёл толпами. Писали множество писем с просьбами помолиться о ком-то. Врачи запрещали о. Серафиму принимать посетителей, ссылаясь на его здоровье, но тот отвечал, что пока его рука может подняться, он будет принимать людей. И принимал.
Во время войны отец Серафим призывал людей не уезжать из Вырицы – немцы никого не тронут, говорил он. Только одну семью он благословил уехать. Прибывшие в город немцы зашли в гости к отцу Серафиму. Поинтересовались ради шутки, скоро ли они пройдёт по красной площади победным маршем? На что подвижник ответил, что немцы не возьмут Москву, проиграют войну, а вопрошающий командир погибнет при отступлении. Старец в совершенстве владел немецким, помня своё купеческое прошлое.
Много поступало к отцу Серафиму вопросов и о будущем России. И он отвечал, что настанет время, когда не от гонения люди станут отступать от Бога, а от мирских соблазнов. Говорил, что церкви будут украшены, а служить будет некому. «Время будет страшное. Прельщать станут очень изощрённо, мы с вами не доживём до этих дней». Говорил, что на Россию ополчатся многие страны мира и начнётся война, о которой сказано в священном писании. Россия потеряет большую часть земель, но устоит. Именно по результатам этой войны человечество поймёт, что дальше так нельзя и начнёт объединяться. Это будет время преддверии пришествия антихриста.
Отец Серафим Вырицкий умер 3 апреля 1949 года. В 2000-м году причислен к лику святых. Ещё при жизни о. Серафим Вырицкий призывал приезжать к нему на могилку в Вырицу и говорить с ним как с живым – он всем поможет.
Много на Руси было святых. И особенно яркие образы появлялись во время испытаний страны и церкви. Сейчас у нас популярны всякие восточные философские течения – буддизм и прочие. Но мало кто знает, что православная вера никогда не теряет актуальности. А те, кто верят искренне, получают то, что хотят. И даже больше.
Читайте также первую часть (Святая Русь) - Сергий Радонежский, Василий Блаженный и вторую часть (Российская Империя) - Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский.
Оставить комментарий