Столпы православия в России или популярные русские святые. Часть вторая - Российская Империя. Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Ксения Петербургская

Точных сведений о том, когда родилась Ксения, не сохранилось. Предположительный год её рождения 1719–1730 год. Известно, что её отца звали Григорий.

Девушка отучилась в женском училище и вступила в брак с полковником Андреем Фёдоровичем Петровым, который являлся придворным певчим. Молодые жили-поживали и добра наживали. Только вдруг Андрей Федорович заболел. Ну, мало ли что – простудился, с кем ни бывает? А он раз – и умер. Да так неожиданно, что Ксения была сильно удивлена. Семья у них верующая. Ксения хорошо понимала, что если человек умирает без покаяния – это верный путь в ад. И решилась молодая девушка на серьёзный подвиг. Она взяла грехи мужа на себя, всей своей жизнью обязуясь перед Богом отмолить своего мужа и спасти его. Наперёд можно сказать, что спасла она не только мужа, но и тысячи других людей.

Девушка оделась в одежду Андрея Фёдоровича и стала называть себя именем мужа, говоря, что Ксеньюшка умерла. Родственники Ксении собрались отправить девушку в лечебницу для душевнобольных, но приехавшая комиссия пообщавшись с Ксенией отказалась забирать девушку, сказав, что она здорова.

Подвиг Ксении походил на подвиг Василия Блаженного. Она ходила в одной и той же одежде во все времена года. А когда одежда её мужа в конец износилась, то стала надевать другую, но и ту носила постоянно. Причём цвета одежды были стандартные – белый платок, красная кофта и зелёная юбка, либо наоборот – зелёная кофта и красная юбка.

Вскоре люди стали замечать, с кем ни пообщается ксения, у того и дела налаживаются и на душе светлеет. Говорят, при ней даже двери в дома оставляли открытыми, чтобы она зашла в дом и покачала люльку с младенцем. Одно время Ксения каждую ночь носила кирпичи для постройки нового храма, который потом и был построен. Так же по ночам блаженная выходила в поле и молилась там.

Предвидела Ксения и смерть императрицы Елизаветы и убийство наследница престола Иоана 4 Антоновича. Отошла к Богу блаженная на 71 году жизни (около 1800 года) и была похоронена на смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Над её могилой насыпали холм земли. Но… холм разобрали по крупицам приходящие на её могилу люди. Насыпали новый холм и его разобрали. Тогда уже над могилой святой подвижницы построили часовню.

По сей день у Ксении Петербургской просто огромная популярность. Такой популярности без дел не бывает. Если посмотреть, то можно найти множество случаев исцелений после обращения к Ксении. Помню, года три назад шла передача «Пусть говорят» как раз посвящённая Ксении Петербургской. Запомнилась одна женщина. Рассказывала, у неё девочка лет 6 тогда взяла таблетки, вроде успокоительное, и слопала всю пачку. Ясное дело – по неведению, поиграться хотела. Девочке стало плохо. Её срочно доставили в больницу. Врачи посмотрели и сказали, что жить девочке осталось пятнадцать минут. Мать в слезах выскочила на улицу с девочкой на руках и стала просить Бога и святую Ксению о помощи. И тут из темноты к ней подошла пожилая женщина и сказала дать девочке снега поесть, погладила девочку и ушла. Отчаявшаяся мать дала девочке снега и…девочка прокашлялась и поправилась. Эта самая девочка во время передачи присутствовала в зале, на тот момент уже красивая девушка. Её спросили, ты её видела. Ксению? Девушка сказала: «Конечно, она же меня спасла». Это далеко не единичный случай.

СерафимСерафим Саровский

Будущего великого святого Серафима Саровского от рождения звали Прохор Исидорович Мошнин. Родился будущий подвижник в Курске 19 июля 1759 года. Семья у Прохора была богатая. Отец владел заводами по производству кирпича. Избранность Прохора стала заметна ещё в детстве. Ребёнком, лазая в часовне курской церкви Прохор ненамеренно упал из неё и свалился с большой высоты на землю. Но не только не разбился, но и не пострадал. Однажды он очень сильно заболел и даже находился при смерти. Мать его горячо молилась. В это время был крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение». Мать попросила, чтобы икону принесли к ним в дом, чтобы к ней мог приложиться тяжело больной ребёнок. После того, как Прохор приложился к иконе, он пошёл на поправку и вскоре выздоровел.

В возрасте 17 лет Прохор решил стать монахом. Мать благословила его намерение простым деревянным крестом, который потом отец Серафим носил на себе всю жизнь. Подвизаться он решил в Саровской обители, где уже было много бывших жителей Курска. Из Курска был и сам игумен монастыря.

Но прежде чем пойти в Саров, Прохор отправился в Киево-Печёрскую Лавру, просить благословления местных старцев. Прохора благословили и сказали, что в Саровской обители он найдёт спасение.

18 августа 1786 года в возрасте 32 лет Прохора постригли в монахи с именем Серафим, что значит пламенный. Серафимами в православии называют ангелов, ещё херувимы есть и другие.

Серафим был очень прилежным монахом – первым являлся на службу, уходил последним. Всю службу он неподвижно выстаивал на ногах. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона.

Когда Серафим достиг определённого духовного уровня, то решил уйти в лес на пустынножительство подобно преподобному Сергию. Получив благословение, Серафим отправился в лес. Неподалёку от того места, где он стал молиться находился женский монастырь близ села Дивеево, который так и назывался – Дивеевский. Старец построил себе келью и молился в ней день и ночь, соблюдая строгий пост. Лишь изредка он приходил в монастырь, чтобы причаститься и исповедоваться.

Чем дальше молился Серафим, тем сильнее становились искушения. Как и Сергию, ему являлись бесы в облике зверей и угрожали. А однажды во время молитвы, Серафима стало поднимать вверх и с силой ударять о пол. Да с такой силой, что кости хрустели – вспоминал Серафим, но он не переставал молиться и искушение отступало.

Однажды в келью к старцу пришли крестьяне и потребовали у монаха денег. Он им ответил, что никаких денег у него нет. В ответ крестьяне настолько сильно избили старца, что тот даже не мог ходить, разбили ему голову. Из последних сил Серафим пришёл в монастырь и прямо пошёл в храм, там его увидели в ужасном облике – на голове свернувшаяся кровь с грязью, весь испачканный. Старца быстро отвели в отдельную келью и стали ухаживать за ним. В последствии Серафим исцелился, хоть и находился при смерти. Святому являлась святая Дева Мария и лично исцеляла его раны. Но не так, чтобы в миг здоров оказывался, но так, чтобы мог сам потихоньку поправиться. Впоследствии Серафим рассказывал, что за его жизнь Царица Небесная являлась ему 12 раз. Много раз подвижник бывал при смерти, но всякий раз Бог исцелял его.

Уже будучи 70 летним старцем святой взял на себя новый подвиг – молился на большом валуне, который находился в лесу, подняв руки к небу, стоя на камке на коленях. Если не ошибаюсь, то этот подвиг Серафим совершал 1000 дней и ночей, то есть около 3 лет. Уходил Серафим и в затвор. С его слов, однажды ему явилась Царица небесная и сказала, чтобы он вышел к людям и помогал им во всём. Так началось общественное служение отца Серафима.

«Радость моя» - так называл святой каждого, приходящего к нему. А приходящих было много. Огромные толпы народа шли к отцу Серафиму, чтобы получить от него какой-нибудь совет или чтобы он помог им разрешить какую-то проблему.

Серафим Саровский обладал даром провидения. Живя в начале 19 века, он предсказал события 20 века и последующих времён. Сказал, что все, кто восстанет против царя – погибнут.

Умер святой Серафим в 1833 году во время коленепреклонной молитвы. Так его и нашли, со светлым лицом и улыбкой на коленях, со сложенными в виде креста руками на груди.

«Прославившего меня - прославлю» - это слова Серафима Саровского. Ознакомившись с материалами о Серафиме Саровском, император Николай 2 сказал: «Немедленно прославить». Не все были согласны с царём, но перечить императору никто не стал. По велению императора святой Серафим был прославлен в лике святых Православной Церкви в 1903 году. Тогда же состоялось пышное перенесение его мощей. По сей день Дивеевский и Саровский монастыри, а также мощи святого Серафима Саровского являются целью многолюдного паломничества.

АмвросийАмвросий Оптинский

Родился 21 или 23 ноября 1812 года в селе Большие Липовицы Тамбовской епархии. Семья Александра Гренкова – так звали будущего отца Амвросия – была духовной, то есть, видимо, отец был священник. По достижении соответствующего возраста Александра отдали учиться в семинарию Это учебное заведение, в котором священников готовят. Парень был одним из лучших учеников, с лёгкостью осваивал все предметы. В последнем классе Александр сильно заболел и дал обет стать монахом, если выздоровеет. И пошёл на поправку.

Однако монахом он сразу не стал, более того, после окончания семинарии он не пошёл и в священники, а стал преподавателем сначала у какого-то помещика, потом в духовном училище Липецка. Александр обладал живым весёлым нравом, острым умом, очень нравился людям. Но совесть говорила в молодом человеке всё сильнее – время шло, а он не выполнял обета.

Александр был очень нерешительным человеком и поэтому откладывал «на потом». Однажды, гуляя в парке около учебного заведения молодой человек явственно услышал в журчании ручья слова: «Хвалите Бога, Любите Бога».

Александр Михайлович решил идти за советом к известному подвижнику, который жил в этой местности – Иллариону. «Иди в Оптину и будешь опытен» - сказал ему подвижник. И Александр отправился в Оптину пустынь – мужской монастырь, который находится вблизи легендарного города Козельск. Там его ласково принял старец Лев.

Вскоре Александр принял постриг с именем Амвросия, а чуть позднее был возведён в сан иеродиакона и иеромонаха. Так как отец Амвросий много знал, то стал помогать отцу Макарию в издательстве литературы и расшифровке древних текстов.

Но вскоре новоявленный монах очень сильно заболел. Да так сильно, что уже до конца своих дней не мог иногда вставать с постели и присутствовал на службах лишь недолго. Однако, Амвросий не переставал молиться и в тяжёлой болезни. И через свою болезнь достиг высокого духовного совершенства. Позднее он говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться».

Спустя какое-то время отец Амвросий стал популярным подвижником. К нему шли люди за советом, просили его молитвенной помощи и несмотря на свою болезнь он никому не отказывал.

Бывали у старца многие знаменитые люди, в том числе Соловьев, Достоевский, Толстой. Лев Толстой писал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот, когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Слышал об одном интересном случае, произошедшем с отцом Амвросием. Однажды он ехал из одного монастыря в другой, как обычно в состоянии болезни. А дорога была дальней и монахи попросились переночевать у одного богатого помещика. Он с радостью их принял. После того, как монахи расположились, отец Амвросий стал беседовать с помещиком. Спрашивает у него – как дела идут? Отвечает – замечательно. Амвросий интересуется, болел ли когда-нибудь помещик. Тот – нет, никогда не болел и мои поля всегда дают обильный урожай… И тут заплакал отец Амвросий и сказал своим сопровождающим: «Поехали скорее отсюда, ибо этого человека оставил Бог». И как только монахи вышли из дома помещика и тронулись в путь, у богатого человека рухнул дом… Видимо, никто не погиб, но случай поучительный.

Умер отец Амвросий 1891 году в Шамординском женском монастыре, который находился в 12 верстах от Оптины. Он помогал обустроить монастырь и давно должен был уехать их него, но всякий раз, когда он собирался уезжать, его состояние ухудшалось. В последний момент сам глава местной епархии или митрополии вызвался забрать отца Амвросия и отвезти его назад в Оптину, так как был раздражён не выполнением указа о возвращении. На полпути до монастыря преосвященному пришло известие, что о. Амвросий умер. Тот сильно удивился: «Что же это значит?». Его упрашивали вернуться назад, но преосвященный продолжил путь, желая лично отпеть подвижника. Похоронили старца в Оптиной Пустыни.

Читайте также Первую часть (Святая Русь) - Сергий Радонежский, Василий Блаженный.

Часть третья (Русская революция): Иоанн Кронштадтский, Блаженная Матрона, Серафим Вырицкий.

Комментариев:
2

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Twin-m-s
1 Alinka
1 Lykov
1 Alyaya
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики