Зигзаг зла

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Кажется, в антивоенной теме уже сказано всё и даже больше, чем надо - изъезжено до оскомины, перемолото, только ленивый не ужасался войне, разражаясь проклятиями в опусах от высокохудожественных до бездарных. Да, худшее, что порождено человеком, на счету военной истории миллиарды человеческих жизней... А вот есть один аспект этой темы, как-то остающийся в тени. Речь о варварстве. Не военных преступлениях, за которые предусмотрена официальная ответственность, не бесчинствах разъярённых вояк, не издевательствах над пленными. О варварстве узаконенном, не считающемся таковым.       

Изо всего, связанного с до сих пор близкой нам Великой Отечественной, меня больше всего, до жути, до тошнотворного угнетения потряс один факт - в послевоенные годы осталось доживать свои дни огромное число калек, человеческих обрубков, неспособных к самообслуживанию и даже лишённых дееспособности по сталинским  законам. Люди, лишившиеся всех конечностей, частей  туловища, лиц, обездвиженные...                                                      

Всё это результат "работы" широко применяющихся на войне, традиционных, средств поражения - главным образом осколочных снарядов и мин. Разлетающийся в результате взрыва металлический корпус адской машинки беспорядочно разбрасывает образующиеся при этом бесформенные осколки, которые могут быть разного размера, от огромных до совсем мелких, летящие с сохранением энергии поражения на разное расстояние. Естественно, бьют, они куда попало, могут отсекать конечности и части туловища.

В византийское время появилось быстро прижившееся страшное оружие - "греческий огонь" - примитивный огнемет, посылавший в противника заряд горящей смолы. Его активно применяли на кораблях, как воины государственных флотилий, так и флибустьеры, коими тогда кишили моря. И вот в эпоху Средневековья, которое у нас ассоциируется с пылающими кострами Инквизиции и изощрёнными пытками, Священный Синод запрещает огневое оружие как бесчеловечное. И все этому запрету подчинились, флибустьеров включая! С кораблей исчезли трубки для метания огня. Гнева Божьего боялись? - да, видимо...

С тех пор, как артиллерия стала "богом войны", осколочные снаряды становятся важнейшим противопехотным средством. Одно бризантное действие взрыва на поле боя должного эффекта не даёт, нужно, чтобы что-то разлеталось вокруг. Стрелковое оружие с изрядно "поумневшей" "пулей-дурой" некоторое время имело большое значение, вплоть до конца позапрошлого века наибольшее число смертей приносило оно. /Всё-таки пуля либо убивает, либо наносит обычно излечимую рану. Пушки лупили прямой наводкой картечью - аккуратные шарики, хотя и попадающие везде подряд, но в поражающем действии, то есть способности калечить, все-таки ограниченные своей формой...

Когда грянула Первая мировая, на поля сражений вылезло все, что способно убивать, в том числе и очень страшно. Роль артиллерии возросла до преобладания над стрелковым оружием, которое в условиях позиционного противостояния стало бесполезным. И одних пушек стало мало в условиях различных боевых ситуаций - в ход пошли ручные гранаты, противопехотные мины, снова задышали адским пламенем быстро сработанные огнеметы. Про поползший над окопами хлор и пули "дум-дум" особо говорить не буду, избито...

В поле зрения гуманистической общественности творящиеся ужасы попали, прошелся по полям войны Красный Крест, потребовавший запретить и огнеметы, и разрывные пули, и противопехотные мины, и отравляющие вещества. Впоследствии реализация этих инициатив с переменным успехом прорывалась, но реалии войны чаще всего её отменяли. 

9 августа светлого для человечества 1945-го года над Хиросимой вспыхнул невиданный доселе ядерный огонь. Жители города, попавшие в центр взрыва, были испепелены мгновенно. Большинство же получили ожоги, от которых умирали долгой и мучительной смертью. Избежавшие этого были обречены на муки лучевой болезни. Так открылась ядерная эпоха, давшая "по эстафете" развитым странам самое эффективное оружие из когда-либо существовавших. Да,  самое эффективное - оно, же и самое скверное, о последствия применения, которого все наслышаны - впрочем, несколько не в том плане, который имею в виду я.

Атомный взрыв заражает радиацией окружающую среду, а глобальная ядерная катастрофа, по некоторым расчетам, способна привести к гибели всей биосферы. На этом основании, естественно, общественность ополчается на ядерное оружие. Да, конечно, страшные последствия применения есть адекватное основание для того, чтобы требовать запрета...

Но вот в последние десятилетия появилось подозрение, что ядерные боеприпасы в своей эффективности не бесконкурентны. Появились так называемые вакуумные бомбы - объёмно детонирующие термобарические заряды, по мощности сравнимые с атомными боеприпасами, и при этом не загрязняющие окружающую среду. За исключением отсутствия радиоактивного излучения, характер воздействия взрыва термобарического боеприпаса на человеческий организм аналогичен воздействию взрыва ядерного. То есть в момент его применения будет та же самая Хиросима...В Женевскую конвенцию, в своё время запретившую пули "дум-дум", добавилось ограничение на использование термобарического оружия со смешной, извините, формулировкой: "запрещается... использовать при нахождении в помещениях двух и более гражданских лиц". Такие странные формалистические положения дают лазейку для полного игнорирования нормы, что успешно и делается. Женевская конвенция - в изрядной мере такая же формальность, как всё, устанавливаемое "на высшем уровне". Противопехотные мины так и остались неуязвимы для инициатив принцессы Дианы, о запрете ядерного оружия политический реализм говорить не позволяет, осколочные снаряды никто из "серьёзных людей" не признаёт по-настоящему варварским оружием, каковым они, безусловно, являются. Единственное оружие, по которому действительно вроде бы удалось привести в исполнение запрет - это химическое; произошло это, думаю, потому, что оно не особенно эффективно и создаёт больше проблем, чем было бы в нём надобности; так что развитые страны расстались с ним, не много теряя.

Я не пацифист. Таковым в реальном мире, как говорил один мой друг, может быть только идиот. Когда к вашему горлу подбираются с ножом вылезшие из тьмы веков фанатики и прочая мразь - вы что, заповеди Христовы им внушать будете? Да, конечно, - лупить их всем, чем возможно,- святое дело! Война - скверное дело. Но ведь человеческий разум разобрался, что среди неизбежного зла всё-таки можно выбрать наименьшее, сделать как можно меньшим таковое. Имея в виду, что вражеский солдат тоже - ну, черт с ним, пусть не человек,- живое существо! - уничтожать его не самыми жуткими способами. Поскольку нелегальные вооружения до сих пор на нынешних театрах боевых действий решающей роли выполнять не могут, нужно разбираться с летальными. Их действие предполагает смертельное поражение человеческого организма. Таковое в принципе может быть практически мгновенным и почти не ощутимым. Кричать о ценности человеческой жизни как таковой в этом деликатном разрезе темы неуместно; речь идёт об уступке дикого зла немного меньшему: смерть, уж извините, в конце концов, неизбежна, а вот превращения человека в искромсанный обрубок избежать можно. Но, кажется, развитие военного дела страдания в марсовых владениях только умножало. Конечно, военных специалистов заботила только эффективность поражающих средств, за что их особенно осуждать не будешь - война есть война, на войне как на войне... Но сколько ещё умножать человечьих мук?

Итак, готовность к применению летальных вооружений остаётся печальной необходимостью, которую только пошлый идеализм может отрицать. Сделать жестокие средства хотя бы сколько-то менее жестокими - единственно возможный здесь путь противодействия злу. Замена осколочных боеприпасов более гуманными средствами поражения вполне реальна. В последние десятилетия появились снаряды с готовыми убойными элементами - разлетающимися при взрыве небольшими стрелами-"ракетками"; они всё-таки ограничивают возможную рану ровным отверстием. К сожалению, такой снаряд, кроме "ракеток", разбрасывает и обычные осколки корпуса; да его изобретение и не было продиктовано гуманистическими соображениями. Однако, за эту идею можно "зацепиться" - например, вместо сплошного корпуса сделать статический каркас, в котором установить что-то подобное пулям. Да и вообще современные взрывные средства способны обеспечить поражение живой силы, как это нехорошо называется на военном языке, без механических элементов, действием одной только ударной волны. В калечащих людей осколках надобности, по большому счету, нет. Тут можно гневно возразить, что создание, каких бы то ни было средств убийства всегда само по себе бесчеловечно. Напоминаю контекст. Чтобы мои соображения не выглядели безответственным идеализмом и маниловщиной, предлагаю реальные вещи.

Иногда приходится забывать о политическом реализме - а вдруг да с божьей помощью удастся прорваться сквозь него. Пора "всем миром" подготовить петицию в ООН о внесении дополнений в перечень запрещённых вооружений Женевской конвенции, в котором осколочные боеприпасы наконец, займут своё место. Не с глобальным потеплением нужно бороться. Глобальным варварством.                                                 

Комментариев:
7

  • 03.10.2017 16:55:41
    Войны,слава богу,всё-таки становятся реже,а цивилизация с переменным успехом предлагает другие способы облегчить душу.В конце концов,по диалектическому принципу ,война,как всякое явление,должна в конце концов отрицать сама себя...

  • 02.10.2017 21:42:35
    Гм... Если Вы всё серьёзно и без коварных планов захватить человечество прекрасным... То, гм...люди используют войну как средство "облегчить душу", когда в ней дряни накопится. Так дети бьют других детей не потому что, другие плохие, а потому, что самим плохо, а надо, чтобы было плохо всем. Ваше предложение, это видоизменение крайне популярной темы: свободы. Франц революция и далее. " Надо, товарищи, в интересах всего человечества... Даёшь открытую грудь и свободу половых отношений". Все давай им рукоплескать. Но что вышло? Демократичная Франция стала источником самого большого зла в мире! Устраняют проблему, толком не поняв причины. Знаете, граната убьет сразу, а если на копье насадить, то это не сразу... Или стрела, тоже не сразу.

  • 02.10.2017 16:30:14
    Возможно,многие рассуждают так же.Но реализация плана антиварварства,вопреки их мнению,всё же потихоньку идёт на протяжении всей истории человечества.Да и не сделают небольшие улучшения войну полем некоей лёгкой,ангельской смерти - она всегда будет оставаться страшной и останавливающей человека своими ужасами.Речь лишь о том,чтобы сделать их по возможности меньше.

  • 02.10.2017 16:02:40
    Круто. Не согласен. Реализация плана "антиварварства" и доведение его до точки приведёт к прямо противоположному результату - к росту насилия и жертв

  • 02.10.2017 15:51:56
    Рад,что мою логику возможно понять.Немного уточню: речь идёт не о "гуманном убийстве",а о недопустимости средств,приносящих страдания,куда худшие самой смерти.

  • 02.10.2017 15:28:07
    Хорошая статья, несмотря на эмоционально тяжелую тему. И познавательная. Я, например, не знала, что в Средние века "греческий огонь" был запрещен. Что знали его не все - да. Но чтобы в ТО время могли запретить какое-то оружие, как негуманистическое..Да и вообще "гуманное убийство" все равно звучит странно. Это как с виселицей. В 19 веке придумали, что спускаться на эшафот легче эмоционально, чем подниматься. Хотя результат-то все равно тот же! Но в чем-то я с вами согласна - мир устроен так, что война была, есть и, возможно, еще будет невесть сколько времени. Так что пусть хотя бы не будет ТАКОЙ ужасной. Хотя бы..

  • 02.10.2017 13:26:52
    А что, вполне грамотно и очень даже читабельно - даже авторский рейтинг плюсанул. А то 4 - ни то, ни сё... Но на счёт ООН, конечно, сильно....

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Lykov
1 Alinka
1 Devatyh
0 Hironom
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики