Дело к пенсии, или Даёшь экстремальный йогизм!
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:03 июля 2017
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Обстановка на рынке труда – нынче тема животрепещущая. Причины понятны: на фоне не самой простой, мягко говоря, (что бы там ни утверждали различные госорганы всевозможных мастей и названий) ситуации с безработицей одновременно происходит стремительное отмирание одних профессий и столь же внезапное зарождение других. Так что же у нас «тут» происходит сейчас и чего следует ожидать по каким-то причинам не уверенным в завтрашнем дне гражданам? Что думают на эту тему официальные и не совсем лица? Кое-какие мнения, цифры и факты «в тему» я и попытался изложить ниже.
Кто бы мог подумать ещё лет 15-20 назад, что самой востребованной на российском рынке труда станет «профессия-инженер»? А ведь именно эта, ещё со времён СССР вызывающая едва ли ни больше всех усмешек специальность, нынче больше других необходима стране. По-крайней мере, так считает глава Роструда Всеволод Вуколов.
«Погода» в этой сфере нынче действительно меняется быстро. Например, по мнению гендиректора компании Worldskills Роберта Уразова, большинство профессий, на которые сегодня ориентируются ВУЗы, будут пользоваться спросом ещё от силы 5 лет. То есть аккурат на тот срок, за который недавний абитуриент превратится в… потенциально безработного выпускника.
Самый наглядный, пожалуй, пример – юридические специальности, ещё относительно недавно считавшиеся перспективными и престижными. Ныне же даже молодому человеку «со связями» его знание законов найти работу помогает слабо. В связи, с чем Минобрнауки недавно сократило в ВУЗах количество бюджетных мест по специальности «юриспруденция», занеся в это «чёрный список» ещё и экономистов.
На стандартный же вопрос: «Что делать?» (вечно соседствующее с ним «Кто виноват?», думаю, тут обсуждать нет смысла) господин Вуколов отвечает так: «В первую очередь переобучать людей, чьи профессии «выходят из моды». Ведь, чем быстрей бежит прогресс, тем швыдче – этот же процесс. Мысль гениальная и банальная одновременно, да только как на практике успешно претворять эту мечту в жизнь – никто толком до сих пор сказать не может.
Из случившегося на эту тему со времён Перестройки можно вспомнить, пожалуй, лишь один удачный пример такого «ребрендинга» специалистов в государственном масштабе – когда в 90-е годы прошлого века массово увольняемых в запас военных стали переучивать на менеджеров всех мастей и оттенков.
Сие, впрочем, довольно понятно. Ведь что требуется от «чёткого офицера»? Стратегия, тактика, умение командовать – практически тоже, что от «средней руки» бизнесмена. Но «порулить» - то у нас зачастую хотят все («семеро с ложкой»), а вот кто будет с сошкой по полю ходить? Да и как можно переучить (и возможно ли вообще) того же юриста на «дефицитного инженера?
Что касается главной задачи, стоящей перед производителями всего и вся, господин Вуколов Америку тоже не открывает: нам кровь из носу нужно повышение производительности труда. Честно говоря, я уже запутался, кто за кем в наших верхах эту мантру регулярно повторяет: Президент за «коллегами» или они за ним… Идея – тоже из разряда «суперноваторских».
И тут я наткнулся на замечательное высказывание одного из посетителей соцсети:
- Проблема тут не столько в отсутствии инженеров, сколько – в жадности работодателей. Они хотят за зарплату в 18 000 найти людей, которые вкалывали бы минимум по 60 часов в неделю и с опытом от 6 лет. Ребята, создайте нормальные условия труда – и на любую позицию толковые люди тут же найдутся…
Готов подписаться под вышесказанным всеми четырьмя руками и ногами. Нескончаемый отечественный кризис попросту избаловал многих работодателей в этом смысле. Они-то, в отличие от наших «партии и правительства», прекрасно знают, какова реальная ситуация с безработицей в России. И рассуждают просто и логично: «Жрать нечего – так согласишься и на это. А нет – так других желающих полно найдётся».
Вряд ли их стоит за это осуждать – так было всегда и везде. У каждого своя рубашка – ближе к телу. Но тут вспоминается история, несколько лет назад во время очередного «припадка кризиса» случившаяся на одном из наших местных заводов, которому в тяжёлые времена внезапно Бог послал кусочек сыру. То есть – предприятию «обломился» солидный госзаказ.
Похмелившись шампанским после резонного по такому случаю банкета, начальство схватилось за больную ещё «после вчерашнего» голову: тендер-то выиграли, а конкретно выполнять работу-то кто будет?! Так вот работяг «под это дело» собирали буквально по всей стране, заманивая зарплатой в 75-80 тысяч. Селили их в семейных общагах, которые по «условиям проживания» могли дать фору многим «хрущёвкам»… Разве что вертолётом прямо из дома в цеха не доставляли. И – о чудо – люди нашлись! Причём именно те, что надо. А то за невыполнение оборонного заказа (пусть и не в военное время) сами понимаете, что с этими начальниками бы стало…
Не могу судить в масштабах всей страны – типичной или из ряда вон выходящей была ситуация. Но пример, на мой взгляд, весьма показательный…
Возвращаясь же к нашим баранам, то бишь «глобальной» ситуации на рынке труда. Ещё совсем недавно Минтруд заявлял, что «самыми востребованными профессиями в 2017 году на рынке стали специалисты высшей квалификации в сфере науки, техники и (даже! – авт.) гуманитарных областях». Так что резонный вопрос: кто же здесь сегодня «на коне», а кто – лишний на этом «празднике жизни», видимо, остаётся открытым. Работяги, «среднее звено» (условно – те же инженеры) или «белая кость»?
Опять же любопытно на эту тему рассуждал Всеволод Вуколов. По его мнению, говорить об отмирающих профессиях пока рано. «Профессии кибернетика, робототехника будут востребованы в будущем наряду с работой врача, психолога и социального работника». Лишь пресловутых (ради Бога, не обижайтесь!) учителей почему-то забыл упомянуть.
А «нарождающиеся специальности возникнут в обслуживании информационных систем. Увеличится доля узких специалистов, в том числе в области кибернетики, математического моделирования и робототехники».
Так-то оно, конечно, так… Учиться и лечиться человечество вряд ли перестанет, пока оно существует. Только вот почему-то порой кажется: если так дела пойдут и дальше, нам в неограниченном количестве потребуются уже не психологи, а психиатры. И я вас уверяю, что разница – есть…
А что же происходит на практике? Скажем, газета «Ведомости» провела любопытное исследование. Оказывается, соотечественников, сменивших профессию после того, как они «разменяли полтинник» становится всё больше. Вот примеры.
70-летняя женщина-электрик стала инструктором по… экстремальной йоге. Чем вам не тот самый «инженер в сфере производства»? Но, «ломанись» она туда в свои-то годы, сотрудники отдела кадров немедленно вызвали бы психиатрическую бригаду. Причём сразу и для себя, и для «клиента». Помните бессмертную сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» в исполнении Натальи Крачковской? «И тебя вылечат.…И меня вылечат…».
Причём обучение «экстремальному йогизму» дама умудрилась пройти не где-нибудь, а в Таиланде – в условиях, «приближенных к боевым». Написав предварительно тамошнему гуру письмо с обоснованием на тему «А нафига попу гармонь?» и в результате получив на обучение соответствующий грант. Конечно, перед этим она много лет занималась йогой «для души», уже в преклонном возрасте чудом освоила английский…
Вообще же, как выяснили исследователи уже Бостонского колледжа, люди, начавшие уже в половине второй своего века заниматься новым делом, часто продуктивно работают и 65 лет.
Причина, скорей всего, лежит на поверхности: такой поворот судьбы возрождает у них затухающий с годами интерес к жизни. Опросы показали, что новое дело повышает шансы пенсионера «не оказаться за бортом» на 20%.
В России же «за 50» чаще всего меняют занятие топ-менеджеры и офисные сотрудники, имеющие хобби. Оно и понятно: на безбедную старость они себе, в основном, заработали, пора подумать и о душе…
Они читают лекции в бизнес-школах, организуют необычные туристические путешествия – винные или военные, например. Но это – для небожителей. А обычные граждане чаще всего пытаются превратить в источник дохода своё хобби.
Ещё судьба. Один инженер – «сантехник» для забавы частенько делал мебель из найденных в округе коряг. Попросту говоря, «увлекался деревянной скульптурой». А, став пенсионером, решил продавать свои поделки на всевозможных ярмарках. Говорят, на хлеб с маслом ему вполне хватает…
А вот 63-летняя обитательница USA, почти 35 лет посвятившая банковскому делу, внезапно… на полном серьёзе стала клоуном. Правда, как сказали бы у нас, «театральная самодеятельность» по жизни была её отдушиной…
Согласно данным всё того же Бостонского колледжа, в зрелом возрасте основная причина (41% опрошенных) смены профессии – желание снять стресс, «уменьшить напряги».
В стране России же на практике всё сложнее. Специалисты называют 3 главные причины такой проблемы.
Первая: у многих людей «в годах» нет привычки и желания учиться чему-то новому.
Вторая: страх перед ошибками и неудачей: «лучше уж синица в небе», полагают многие.
И третья: настроения в обществе, которые в 50 лет фактически списывают человека со счетов.
Однако не всё так просто и печально. Мне показались очень даже любопытными данные масштабного вопроса, проведенного компанией HeadHunter. Так вот, из 2000 отвечавших на вопросы российских работодателей 33% вполне берут на работу «лиц преклонного возраста». Причём для 57% боссов важен профессионализм, а не «года» сотрудника. И лишь 13% готовы брать пенсионеров из-за кадрового голода и 8% - большого опыта – как в профессии, так – что называется – и «по жизни».
И ещё из рубрики «Это любопытно». Вот как звучат названия профессий, которые, возможно, станут доступны пенсионерам уже после 2025 года (По-крайней мере, в Москве):
- генетический консультант;
- модератор по общению с госорганами.
- консьерж робототехники;
- разработчик образовательных территорий;
- проектировщик доступной среды;
- тренер по майнд-фитнесу;
…Знаю, что с чёрным юмором у меня иногда бывает перебор, но так и просится на язык один классик века, аж позапрошлого:
«Жаль только, жить в эту пору чудесную
Уж не придётся ни мне, ни тебе…».
А коли серьёзно, если всё-таки доживём – увидим…
Как вы, наверное, заметили, пока я в основном коснулся аспектов проблем тех, у кого пенсия – теоретически не за горами (кому интересно – тема начата тут же ещё в статье «Апокалипсис 2035, или. Доживём ли до пенсии». А о людях, ныне находящихся, что называется, «в самом соку» надеюсь поговорить в следующий раз. Ибо многовато чисто по объёму написанного получается. Глаза читателя внимать устанут, если что…
Комментариев:7-
06.08.2017 21:52:26Дай Бог, чтобы экономика нашей страны поднялась настолько, чтобы наши дети могли бы безбедно жить на свою пенсию, и никогда не узнали наших проблем.... -
26.07.2017 17:12:53в России многих оскорбляют размером пенсии -
05.07.2017 15:53:23многие пенсионеры ходят в больницу больше для того, чтобы пообщаться, а не ради лечения -
04.07.2017 19:25:58Хочу внести свою лепту в обсуждение этого животрепещущего вопроса. Я - пенсионерка с уже десятилетним стажем. Высшее техническое образование и стаж работы "вся жизнь" дали мне возможность получать пенсию в 9000 рублей (кто-то назвал это "денежным оскорблением") и ни в чем себе не отказывать. Пенсии у всех разные, но таких как я - много. Поэтому и работаем, пока ноги носят, пытаемся выглядеть оптимистами и шутим о том, что работаем не из-за денег. Я не жалуюсь. Просто описываю одну из сторон нашей реальности. -
04.07.2017 04:05:28Да с пенсионерами - спору нет - всё более-менее понятно. А вот с нами, грешными, зачастую всё не так просто. Мне есть ещё, что спеть на эту тему - если, конечно, всё же доживу... -
04.07.2017 01:04:14Есть такие пенсионеры, которые готовы работать за копейки не ради денег, а потому что дома сидеть скучно. А тут всё-таки люди, общение... У меня есть одна знакомая пенсионного возраста, которая работала по сути (уж простите за грубое сравнение) "девочкой на побегушках". И когда я у нее спросила, зачем ей это, она ответила: "Мне это в радость. Это лучше, чем сидеть дома". Пенсионеры, мне кажется, потому-то и работают хорошо, что нашли занятие по душе. Теперь, наконец-то, могут себе это позволить. -
04.07.2017 00:23:30Еду я как-то в автобусе, а кондуктором работает леди преклонного возраста. И в ее обязанность входило еще что-то записывать в специальной тетрадочке. Я была крайне удивлена тому, как она пишет - несмотря на тряску в общественном транспорте, ее подчерк был крайне аккуратен. Так красив, что не каждый школьник способен столь аккуратно выводить каждую буковку. Отношение к пассажирам выявляла значимость и столь же аккуратное, ответственное выполнение своих обязанностей кондуктора. Так что желающий работать, всегда найдет ее.+
Оставить комментарий