В люди или проблемы образования. Михайло Ломоносов, Михаил Калашников
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:19 декабря 2014
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Эх, старина! Иной раз вспомнишь… А вспомнить-то и нечего! Что мы помним о старине? На лошадях ездили, ничего не было – ни телека тебе, ни машины… Это да! Но, если поконкретнее?
Тут-то мы и садимся... Кто-то говорит, что раньше жили хорошо, кто-то про «раньше» вообще ничего не знает. А кто знает – помалкивает. Но мало таких «знаек» на Руси осталось. Ох, мало… Поразводилось незнаек! Да многие незнайки ещё и с Луны! Да с высшим образованием… Какого это, учиться сначала 11 лет в шоле, потом 5 лет в Высшем Учебном Заведении. А по его окончании… Что получается по окончании ВУЗа? На работу устраиваются.
Вот, взять одного моего знакомого – он два высших получил! Не одно, а два! Одно – техническое, второе же с экономикой связано. И что? А то, пришёл он, этот «специалист» на работу… И гайки от болта отличить не может! Да и шарахается от всего «железа», аки от огня. Ох, ну, спрашивается, зачем в ВУЗе по этой самой «железной» специальности целых 5 лет потерял? А? Зарплату пообещали – говорит – новости смотрел, там и сказали, что юристов и экономистов сейчас пруд пруди, а инженеров не хватает! Да ещё и заявили, что у этих самых инженеров заработная плата высокая. И пошёл. На инженера. Хотя историей зачитывался… И в карты не играл, и не пил, не курил… А на инженера он не простого пошёл – ох, не простого – на электрика. А где вы, спрашивается, видели непьющих электриков? А он-то, этот «специалист» не пьёт! Точно-точно – даже по праздникам. Да нет – не больной он. Он идейный. Считает, что Россию уничтожают этой водкой, да табаком – вот чудак!
И сидит он в кабинете с коллегами… На работе… Работа идёт всем пылом! Коллеги в карты играют! Да матом ругаются! Электрики… А наш, чудак, ни в карты, ни матом… И куда ж его, такого? Сел себе поодаль на стульчик. Взял электронную книжку, которую купил на вторую зарплату, а на первую – охотничьи лыжи, да не охотник он, просто любит чудачить – зимой по сугробам к речке ходит, фотографирует. Лыжи-то охотничьи широкие – не проваливаются… И читает себе то Булгакова «Белая гвардия», то Задорнова «Хэда». Мужики посматривают, дивятся-лыбятся… Спрашивают, мол, интересно? Да пообвыкли потом – спрашивать перестали.
Так вот. А как раньше, в старину было? Учиться-то на Руси всегда почётно было. Учёных мужей уважали, а учёных жён побаивались. Да ученье ученью рознь! Что толку от многолетнего изучения «грамоты» или ак сейчас говорят «теории», если ты толком не знаешь с чем её, эту теорию едят в жизни-то и чем оную запивать принято.
А как раньше было? Растёт ребёнок, скажем, мальчик, в семье. Исполняется ему лет 7 или 8. Может уже инструмент в руках держать, да и по хозяйству управляться. Отдают его родители к какому-нибудь мастеру ремеслу учиться. Сапожник тот или столяр, или ещё кто. Бывало отдавали и крепким хозяевам – уму-разуму набираться. Это совсем не значит, что чадо читать-писать не умело. Были церковно-приходские школы, где год, два обучали и читать, и писать, и знать, что есть хорошо, а что плохо (чего, к слову, в нынешнее время многие-то и не знают вовсе). А после такого начального образования шло чадо дальше. В люди. А спустя пять-шесть лет из «необработанного куска глины» получался сформировавшийся человек, который и дело своё знал, и цену людям.
Хотя, какой смысл отдавать мальчика в чужие люди, если он и дома всему нужному научится? Так, многие семьи сами и воспитывали своих детей. Отцы брали пацанов в поле, девочки помогали маме по хозяйству…
Читал в одном произведении классика, как жили мальчик с девочкой. Родители у них умерли, а родственников толи не было, толи далеко жили они. Сначала люди чем могли помогали, потом парень пошёл к одному плотнику в ученики. Тот сначала был строгим. Всё время «на место» указывал, но парень терпел. В один день, мальчик сказал плотнику, что одна из сделанных плотником деталей кривая. Тот рассердился – какой-то малолетка указывает, а потом успокоился, посмотрел повнимательнее и впрямь, прав оказался парень, кривая деталь. Тут он стал ему большое внимание уделять и заботу. И в год или в два обучения мальчик превзошёл своего мастера в искусстве (а в ВУЗах сейчас по 4-6 лет учат и всё равно недоученные выпускаются). Парень вернулся домой к сестре. Та умела мастерски обращаться с хозяйством. И стала жизнь понемногу налаживаться – люди шли к мальчику, вещи несли отремонтировать. Тот всё быстро и качественно делал. За то ему и платили.
А вот ещё история, про «Серебрянное копытце», когда взял один охотник себе девочку из семьи. Она там сиротой росла, родители её умерли, а в их дом чужие с детьми заселились. У тех чужих людей и своих чад половина десятка, а тут ещё и чужую девчонку кормить надо – они её и притесняли. Вот и забрал её пожилой охотник. Дуняшкой девочку звали. А взяла с собой девчонка кошку. Вот и помогала девочка старому охотнику. Пока тот охотился, в избе убиралась, есть готовила. Сказка закончилась тем, что девочка увидела оленя «Серебряное копытце». Тот запрыгнул на крышу землянки, в которой жили герои рассказа, и стал быть по крыше копытом. И тут посыпались каменья драгоценные. Старик к этому времени подъехал, как увидел – так и сел. А кошка прыгнула на крышу к оленю. Громко мяукнула и оба животных исчезли. Не простая, видать, та кошка была. Всегда у обделённых детей есть что-то непростое, волшебное, о чём они и сами не догадываются. Снег повалил, набрал старик каменьев в шапку, а остальное решил завтра добрать. Вот только вышел на утро, рыл снег, рыл, да ничего не нашёл. Испарились. Но того, что успел набрать, им ещё надолго хватило. Конечно, девочка тут не только обучалась мастерству у старого охотника, но и помогала ему, скрашивала жизнь, так сказать. Но всё же, это было лучше, нежели жить с людьми, которым до тебя нет дела (ипи сейчас в детдомах живут, а в Европе ещё и отбирают насильно в такие же, по-сути, детдома) .
А вот история реальная – о Ломоносове. Тот был сыном Архангельского рыбака. Тоже обучился ремеслу у своего отца. Но чувствовал, что рыбна ловля – это не то, что ему надо, что он ищет. И пошёл в Петербург учиться. А ведь ни денег, ни знакомств. И отучился! Да ещё как! Даже европейские научные степени присуждали.
«Что может собственных Платонов
И высших разумов Нефтонов
Российская земля рождать»Причём, Ломоносов был парнем деревенским. Его с детства не мучили уроками и учениями, якобы нужными. Он своими глазами созерцал окружающий его мир. Неспешно познавал и, в конце концов, пришёл к выводу, что ему необходимо учиться. Работая рыбаком, то есть физически, в нём пробудилась жажда к умственному труду. А что получается, когда детей с самого раннего возраста начинают «грузить» всякими там уроками, надеясь, что те от неимоверной умственной нагрузки поумнеют. Всё равно, что гонять в спортзал всех и вся и заставлять тягать такие веса, какие тягать совсем не хочется. Каждый спортсмен сам для себя оптимальную нагрузку выбирает. А после многих лет обучения вдруг выходит, что из огромной массы информации в голове не осталось почти ничего. В большорй спешке – один за другим уроки идут. Люди получают загруженные лишним головы, но, как показывает практика, умнее не становятся.
Или вот ещё пример. Михаил Тимофеевич Калашников. Тот вырос в большой семье. Был самым старшим. Рано пошёл работать (всё равно, что родители отдавали детей на обучение к мастерам), чтобы помочь прокормить семью. Голова у него не была загружена десятками предметов. Он работал, а в свободное время на чердаке разбирал и собирал старый пистолет фирмы «Наган», в дореволюционной Руси таких пистолетов было много.
А когда началась война и немцы стали быстро продвигаться к столице, тот по рассказам служилых понял, что стрелять из винтовки Мосина одиночными выстрелами, когда тебя косят очередями из автомата, глупо.
Вот Миша и решил помочь своей стране. Попал в отдел, где разрабатывалось новое оружие. Там такие «гиганты» как Дегтярёв были. Уже пожилые люди. А товарищ Калашников совсем молодой. Его приняли, он предложил проект своего оружия. Рассмотрели, парня сняли с фронта и отправили на обучение. Пройдя оное, начальное, он стал активно работать над автоматом. И его оружие превзошло образцы более опытных оружейников. А спустя годы стало легендарным.
В своей книге «Всё нужное просто, всё сложное не нужно» Михаил Тимофеевич отмечал, что был очень самонадеян, когда в молодости полагал, что ему хватит знаний, которые получил сам в детстве. Обучение пошло ему на пользу. Но это был человек, который уже достаточно хорошо знал то, на что потом учился – устройство оружия. Так что, знания были дополнением, а основа уже была заложена им самим.
Ну и напоследок, отдавая ребёнка на обучение, родители не отрывали его от жизни, ребёнок рос в естественной среде.
Оставить комментарий