Зачем нужно учиться? Зачем учиться в школе? Воспоминания и размышления о школе
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:17 ноября 2014
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
В жизни каждого человека школа занимает особое место. К ней готовятся заранее, волнуются. Учиться в школе непросто. А окончание её имеет значение «взросления», то есть окончивший школу человек воспринимается уже как взрослый. В то же время хватает противоречий и несуразностей.
Попробую описать собственные впечатления об учёбе в средней общеобразовательной школе села Алгасово.
Начну с того, что школа, хоть и является средней, но в районе имеет достаточно высокий статус. Возможно это связано с тем, что Алгасово в 60-е годы 20 века само по себе было райцентром. В школе во время моего обучения (с 1996-2007 годы) училось около 400 человек. Надо отметить, что не все сёла на Руси сейчас имеют такую численность. Так что для села цифра внушительная.
Здание школы напоминает…склад – вытянутое прямоугольное одноэтажное, с большими окнами. Оно очень старое, думаю, построено никак не позднее 1940-х, но наверняка ещё с царских времён. Материал – кирпич. Окна очень большие. Внутри длинный коридор. В одном конце кабинет директора и учительская, а в другом – спортзал. Говорят, раньше это здание как раз и использовали как склад, по бокам коридора находятся комнаты-классы, в целом близкие по площади (около 20-30 м2). В таком помещении действительно было бы удобно что-то хранить.
Классов в школе около 15-16, а с учётом вспомогательных помещений – около 20. Короче, для сельских условий площади более-менее хватает. Школа разделена на 2 части – старшую (основную) и младшую, которая располагается в 200 метрах от старшей в здании бывшего интерната. Между школьниками ходили следующие наименования – «Большая» и «маленькая» школы. Маленькая – с 1 по 4 классы, большая – с 5 по 11. У школы есть столовая, которая находится в здании ещё царских времён и, видимо, было домом богатых людей. Когда я учился, там кормили бесплатно и достаточно вкусно. Но, из-за большого количества желающих пообедать и шума среди собравшихся ходить туда часто особо не хотелось.
Школьная жизнь началась с линейки 1 сентября. Летом до этого я сломал руку, так, что на фото сижу в свитере, под которым гипс. На линейке две девушки старшеклассницы (они мне тогда казались такими взрослыми и красивыми, что боялся с ними говорить), взяли под руку и повели в маленькую школу.
Признаюсь честно – сначала я испугался. На стенах класса висели стенды с таблицей умножения, другими цифрами и знаками. Тогда я этого ничего не знал и все эти «штуки» казались мне очень сложными и прерогативой очень умных людей. Вскоре пришла мама и заявила мне, что меня привели не туда – она хотела определить меня в «Б» класс, где был преподаватель-мужчина (что редко для начальных классов) Виктор Егорьевич. В классе «А» преподавала Римма Степановна, но тогда я этого ещё не знал.
Пришло время первого урока – Виктор Егорьевич вышел из класса куда-то. Ребята переговаривались… Тут в класс зашла немного полная женщина около 50 лет. Осмотрела всех и сказала: «Возьму вот тебя и тебя». Первым оказался я, вторым – девочка, потом я узнал, что её зовут Ирина.
Так из класса «Б» я снова попал в «А». Там и остался до конца школы. Мама сначала была удивлена, она хотела, чтобы я учился у Виктора Егорьевича. Но у Риммы Сытепановны в классе был моё давний друг и сосед Сашка, так что постепенно мама согласилась.
Обучение шло своим чередом. Спустя полгода или даже пару месяцев начали появляться первые признаки надоедания – шёл домой и думал «Как было бы хорошо, пришёл в школу – написал одну букву, скажем, А и можешь идти домой… А это целый день там сидеть…»
Но было много и интересного. Сначала не мог понять принцип решения задач – думал, что надо всё просто переписать и готово. Оказалось, что это совсем не то, а что надо, я прослушал. Думал 2 поставят, волновался. Преподаватель дала время подумать…Получилось. Дальше с задачами стало проще. Так же не мог понять как делить в столбик. Понял один из последних в классе, но после стал решать достаточно шустро.
В этом, думаю, есть своеобразная проблема преподавания – объясняют как сделать, но не объясняют почему именно так, а не по другому. И главное, зачастую не понимаешь, зачем тебе это надо. Например те же задачи на поезда из пункта А и Б и тому подобные. Зачем? Ведь даже сами учителя далеко не всегда математику хорошо знают. Но человеку с творческим, художественным построением ума будет очень сложно разобраться с логической задачей, да и надо это ему? А за то, что ты не решил, тебе поставят пару и по умолчанию ты будешь дураком, тупым. Но ведь это совсем не так! Этот подход – "надо и всё, такая программа" - по-моему очень неэффективный. Ведь становятся конкретно инженерами, или конкретно дизайнерами. Инженеры могут совсем ничего не знать (как правило и не знают) о истории, а дизайнеры – о схемотехнике, им это не надо. Так зачем же всех под одну гребёнку – надо по программе рассмотреть примеры, задачи и почитать на скорость – значит надо? Обидно, что ставят отрицательные оценки тем, кто, может быть, реально хотел бы разобраться, но понять не может. А учителя пролетают мимо. А потом ребёнок просто махает рукой – да ну – и перестаёт учиться вовсе.
Перейдя в старшую «большую» школу, заметил ряд особенностей. Первое – мы стали считаться как бы большими, так как в одном здании с нами учились совсем взрослые ребята и девушки из 9, 10 и 11 классов, которых можно было даже застукать целующимися за углом. Второе – стало много предметов, новых преметов, по каждому из которых был свой преподаватель. Прикидывал, что после окончания 4-го класса учиться останется ещё эдак один раз по 4 (ещё четыре класса) и один раз по 3. То есть почти ещё два раза столько же, сколько уже отучился. Долго, однако, тянулось это время! С пятого класса началось преподавание английского языка, алгебры и геометрии и многих других новых предметов. На физкультуре стали бывать на стадионе, который располагался примерно в 1 км от школы.
Пятый, шестой, седьмой классы. Из года в год каждое утро надо идти на занятия, где тебе что-то втирают, временами ругаются. Потом идёшь домой, короткое время на отдых и пора учить уроки. А, чем старше, тем больше их становилось. Иногда учил до позднего вечера – по 4-5 часов. И лишь для того, чтобы на следующий день получить 4 или 5. Не хотел быть троечником «дураком».
Ещё в седьмом классе заметил, что с обучением не всё в порядке. Нет, все гос. требования соблюдаются в точности. Регулярно проводятся проверки в виде контрольных и т.п. Но зачем рассказывать уже почти взрослым людям о том, как размножаются растения, тратя на это не один час, если это, откровенно, никому не надо. Стоило просто оценочно посмотреть на класс, как становилось ясно – все эти знания ученикам нужны только для того чтобы потом их забыть. А ведь периодически учителя срывались, переходили на крик, говорили, что могут по оканчанию учёбы выдать справку, что просидел курс впустую, с ней, дескать, никуда потом не возьмут (не знаю как другие, но меня это пугало и потому старался всё учить). Зачем?
Ещё с раннего детства интересовался животными. С нетерпением ждал 6 класс, когда биология примет вид «зоология» (или 7 класс). Но быстро разочаровался. Вместо описания видов животных, там началась, извините, какая-то дребедень. Классификации… Хордовые, беспозвоночные. Пока объяснять всю эту классификацию, для реально понятного описания животного мира времени уже нет. Подход был не тем, которг ожидал. Было очевидно, на всех этих животных учителю глубоко наплевать и рассказывает она только потому, что Надо.
Хорошо запомнилась География. Приятно было слушать учителя, которому интересен его предмет. Да, учительница была строгая. Но всё же интересно было иметь дело с тем, что есть в реальности – реки, материки, океаны, их обитатели. В математике и биологии большую часть места занимают сторонние теории, которые, временами сомнительны. Все говорят, что математика – это точная наука. Большая ошибка! Точное число чего-либо очень редко встретишь в реальном мире. И чащу всего в реальности математику используют как «теорию вероятностей». Математика – нереальная наука. Её очень редко используют в реальности, и в крайне ограниченном размере для простейших вычислений – сложить-умножить. Скажите, зачем же тогда более 10 лет на неё тратят? Логарифмы, интегралы, степени. Ставят двойки, тройки. Зачем? Где потом обычному молодому человеку, который пойдёт работать электриком, пригодится интеграл? А ведь очень обидно получать двойки за то, что ты не понял…
История. Уверен, очень многие махнут рукой – какая ерунда. То ли дело математика, физика. Историю воспринимают несерьёзно. Однако, пусть сначала это и было для меня неинтересно, однако после пары отвеченных на отлично занятий (в чём большая заслуга мамы, которая заставила выучить) стало интересно. Учитель великолепно рассказывала. Приятно было её слушать. Она редко заставляла читать самостоятельно, домашнее задание помогала высказывать. То есть, если тебя вызывали на ответ, было время подумать, придумать, что ответить. Учитель подсказывала. Редко оценивала отрицательно. Повторю, предмет она объясняла отлично – вставала около первой парты и начинала рассказ. Отлично!
Историю в школе учат от 9 до 11 лет. Спросите какого-нибудь взрослого человека, когда была в россии революция или давно ли были последние цари, кто такой Александр Македонский и некоторые другие, простые вопросы. Никто толком не ответит! Все исторические знания сведутся к смутным слухам, которые, как правило, заканчиваются на уровне Великой Отечественной войны. Зачем годами учить, если потом никто толком ничего не знает? Зачем?
Особое отношение сложилось к литературе. По этому предмету мне удалось получить 2-е место в районной олимпиаде за 10 класс. Но…лит-ру в том формате, который написан в учебнике, понимал мало. На олимпиаде болшей частью угадывал, плюс написал пооригинальнее сочинение. Всё.
Вы листали учебники по литературе? Как там описываются поэты, писатели, их произведения. Честно сказать, взрослый человек там голову сломает, но ведь учат это 15-16 летние ребята и девушки. За прочитанный наизусть стих ставят пять или четыре, в случае без выражения. Если запинаешься и забываешь – три. Не выучил – два тебе. Один раз после болезни не выучил стих. Учитель знала мою маму, но сказала, что поставит мне 2. Я стал как мог упрашивать, что этого делать не надо (я был хорошист и за двойку мама просто вышла бы из себя). Сморщив в презрении лицо, учитель мне пару не поставила. Но двойку получил другой ученик. Правда он учился на тройки, для него это было не так обидно. Но всё же я долго потом переживал, что струсил.
В девятом классе очень хорошо сдал экзамены, так что можно было на бесплатно поступитть в ССУз (срднее специальное учебное заведение), но учиться пошёл дальше. Эх, знать бы мне заранее, что техникум – это вовсе не место концентрации недоумков – пошёл бы туда. Но сначала были именно такие представления.
Девятый, одиннадцатый класс пролетели достаточно быстро. В одиннадцатом поездил с одноклассниками к репетитору. Достаточно успешно сдал ЕГЭ (русский на 5, метематику на 4). Поприсутствовал на выпускном, где давали заученные обещания «жить по уму» и запивали шампанским (привет алкоголики и бомжи!)…
Для вуза набранных баллов оказалось недостаточно для бюджета – это был Рязанский государственный радиотехнический Университет. Поступил на платное…и быстро понял, что не справляюсь… Того, что учил в школе оказалось недостаточно. Но, это уже другая история. Но выводы попробую сделать.
Знаете, есть такое понятие как КПД. Коэффициент полезного действия. То что ты прикладываешь и что получаешь. Если этот коэффициент низкий, то говорят – неэффективно. Так у тепловых электростанций он может составлять 0,3, то есть получают только треть от того, что вложили. Неэффективно. Так вот, по моему, в школе этот коэффициент не превышает 0,1. Крайне неэффективно! Люди учатся минимум 9 лет. За это время преподают огромное количество предметов и тем. Сколько в результате остаётся в памяти? Ничего, кроме смутных воспоминаний. Вопрос к образовательной программе. Зачем учить никому ненужные стихи по лит-ре, зачем тратить месяцы на изучение электронов и протонов, чтобы потом узнать, что это не нужно, не верно, не доказано? В большой спешке проходит образовательный процесс.
В школе говорят, образование как здание – пропустишь кирпичики – здание рухнет. А если ничего не пропускать – не рухнет? У образования отсутствует фундамент! Предлагается огромное количество малосвязанной информации…Но нет главного, нет того, что объединит всё и даст на всё простые и внятные ответы. Наоборот – в школе сложность считается признаком ума, потому в учебниках как правило написано непонятно. Нет простоты. Ничего толком не остаётся от многих лет обучения… Поступив в ВУЗ и сказав, что ты учился в школе… вызовешь только смешки – все учились. А толк? Часто можно услышать следущие ссылки: «ты что, не в курсе, что человек произошёл от обезьяны? Да это ещё в школе проходят!». Ага, вот такая несомненная истина, коей учат миллионы ещё не оперившихся детей…
Огромное количсектво неподтверждённой, сомнительно, просто ненужной информации – литература, биология, физика, математика… А ведь количество предметов всё увеличивается! Мало учитывается тот факт, что не бывает многопрофильных учёных. Учёные как правило имеют очень узкую область знаний – квантовая физика, механика, история культуры. Так зачем детей учить всему? При том, что сами толком ничего не знаем.
Образование – это огромная сила. В школу приходят молодые люди, которые всем сердцем пытаются вникнуть, понять, стать правильным. Что они получают? Кучу ненужной информации, забитые ерундой головы… Информация может как возносить так и убивать. Думаю, некачественная инфа – под видом многочисленных теорий – делает своё дело. Многие взрослые люди дизориентированы, не знают, что им надо. Просто каждый день тупо ходят на работу, не зная зачем. Да многие просто не могут найти нужную раюоту, работая уборщицами с высшим образованием. Преступность, алкоголизм, наркомания…Всё это упирается в образование и больше в образование школьное!
Гордятся все высоким качеством еще советского образования, которое, де-факто, действует сейчас. Предложили реформу системы…Да такой шум поднялся – вот, всё уничтожат, учёных не будет…А что, сейчас они есть? Что рельно знают люди после полуторадесятка лет обучения? Да ничего не знают. Даже зачем им ходить на работу и иметь детей… Только какая-то смутная память о теореме Пифагора…
Комментариев:2-
27.11.2014 20:11:49А чего их сокращать, если всё равно программа усваивается далеко не полностью? Спросить у прохожих, что такое логарифм, интеграл, закон Ампера и основания в химии и с чем всё это едят? А ведь десятками лет учатся. Промышленность в разрухе - но кадры есть и были. Это вот и не понятно. -
27.11.2014 19:48:00Вот даже забавно, в детстве, в школьные годы, казалось, зачем оно нам всё, все эти химии, биологии, рецензии на стихи, сто лет назад написанные... А теперь смотришь на то, чем сейчас дети в школе занимаются, и думаешь, боже, куда и зачем сократили часы тех же химий, литератур и математик?..
Оставить комментарий