Русские модницы в годы Первой мировой войны

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Переход к экономике военного времени оказался серьезной проблемой. В январе 1915 года гражданам стран, с которыми Россия находилась в состоянии войны, было запрещено получать лицензии на ведение коммерческой деятельности, что больно ударило по российской модной индустрии. Женщинам советовали в чем-то отказать себе вместо того, чтобы содействовать спекулянтам, ведь предложение зависит от спроса, а значит, отказ от дорогих товаров повлечет за собой стабилизацию или падение цен. Между женщиной, модой и спекуляцией проводили прямую связь. Роскошь стала подозрительной, расточительность – недопустимой. Считалось, что если мода была женской заботой, то в тяжелое военное время женщин следовало наказывать за экстравагантные наряды. В 1915 году в популярном среди женщин издании «Журнал для хозяек» выходит статья под красноречивым названием «Воздержитесь!», в которой женщины обвинялись в помощи спекулянтам: покупали товары даже по завышенным ценам, не надевали один и тот же наряд более двух-трех раз. Основная мысль, подхваченная прессой, была такова: можно следить за модой без больших затрат,  отдавать предпочтение предметам гардероба, которые под силу изготовить самостоятельно. Дискуссии по этому вопросу приобрели внушительный размах, и, в итоге, 13 сентября 1916 года Совет министров одобрил закон «Об ограничении ввоза в Россию предметов роскоши». К сожалению, найти дешевую одежду или ткани было практически невозможно. Стремясь к бережливости, женщины все равно понимали неизбежность затрат.

Для большинства женщин вопросы моды оставались волнующими. Однако война заставила не только задуматься о своих реальных возможностях следовать последним тенденциям, но и переосмыслить собственное отношение к моде. В конце 1914 года на страницах женских изданий разгорелись дискуссии о целесообразности ношения траура. Делая упор на то, что ношение траура помогает женщине рассказать окружающим о переживаемой ею трагедии и вызывает в обществе искреннее сопереживание, авторы модных обзоров давали советы относительно того, как правильно носить траур. Наряду с черным цветом, допускались лиловый и серый, а из украшений разрешались лишь лорнет, часы, венчальные кольца и в некоторых случаях черные матовые бусы. Кроме того, распространение получило прикрепление к строгим платьям темных цветов куска черного сукна с вышитой пальмовой ветвью по центру. Обсуждение траурного костюма едва ли можно назвать данью моде и стремлением привнести в свой образ нечто новое. Это волновало женщин не из легкомыслия и неспособности воспринимать реальные проблемы, которые поставила перед обществом война, а потому, что забота о собственном внешнем виде являлась неотъемлемым элементом их воспитания и повседневной жизни.

Моральный аспект проблемы не был единственным. В ходе войны (особенно, на начальном ее этапе) русские были буквально отрезаны от Парижа, являвшегося источником всех новостей в мире моды. Французские цветные модные гравюры, литографии и колонки с советами больше не могли пересылаться в Россию через Германию.  Российская модная индустрия не была достаточно независимой для того, чтобы самостоятельно формировать вкусы и предпочтения модниц. Авторы статей для модных рубрик ставили себе цель не познакомить читательниц с новшествами мира моды, а подбодрить их и указать на то, что они смогут, наконец, отказаться от слепого копирования французских «трафаретных модных шаблонов» и создать свой собственный стиль. На практике подобным идеям не суждено было стать вдохновляющими – женщины ждали восстановления информационных связей.

Постепенно сообщение с союзниками наладилось, и структуры моды приспособились к новой обстановке. Вопросы морали также пришли к  определенному балансу: мнение большинства сводилось к тому, что женщина должна одеваться просто, но элегантно, не ударяться в аскетизм, олицетворять собой красоту и изящество. Несмотря на это, большой проблемой оставались растущие цены и нехватка текстиля. Если до войны рукоделие было сродни развлечению, то позднее многие дамы действительно применяли свои умения по назначению. Падение качества товаров, производимых в годы Первой мировой, также сказалось на выборе многих женщин в пользу самостоятельного их создания. Критике подверглась и обувь. В связи с постоянным ростом цен на кожу, которая широко применялась для военных нужд, обувь к середине 1915 года по сравнению с довоенным временем подорожала более чем вдвое, а качество ее, напротив, ухудшилось. Совмещая приятное с полезным, женщины охотно посещали специальные курсы по изготовлению одежды и обуви.

Без сомнения, военная тематика оставила характерный отпечаток на многих предметах женского гардероба. Стремление создать военизированный облик проявилось уже в первые месяцы мирового конфликта. Модели домашних блузок цвета хаки почти безошибочно воспроизводили походные тужурки офицеров: высокие стоячие воротники, красная или синяя окантовка, такие же нашивки на плечах, блестящие металлические пуговицы, стилизованные под фурнитуру военной формы. Весной 1915 года популярными становятся дорожные и спортивные пальто под названием «bleu-soldat», которые шили из материалов светло-синего цвета, повторяя, таким образом, цвет мундиров русских солдат. В целом, очевидно, что цвета военной формы: серый, хаки, синий и коричневый, прочно вошли в моду и оставались актуальными на протяжении нескольких лет. Преимущество этих цветов видели в том, что они практичны, изящны и корректны. В военные годы проявилась и другая вполне предсказуемая тенденция: обращение к национальным мотивам. Начиная с зимнего сезона 1915 года в моду вошло все русское. Это и русские полушубки, представляющие собой пальто гладкое до талии, а от талии имеющее вид широкой сборчатой юбки, опушенной мехом, и казацкие кафтаны, и высокие меховые шапки, а также изящные платья с тюлевыми и кружевными рубашками,  напоминающие русские сарафаны. Развитие неорусского стиля, сформировавшегося еще во второй половине XIX века, оказало заметное влияние на моду. Элементы, присущие этому стилю – русские кружева и вышивки – можно было носить с европейскими моделями, что позволяло женщинам выражать патриотизм при помощи своего наряда, не отказываясь от следования моде. Кроме того, интеграция русской и западной моды произошла во многом благодаря заслугам художника по костюмам Л. Бакста, создавшего в 1910-х гг. для Русских сезонов в Париже серию костюмов с этническими элементами. В то же время, именно военные события значительно обострили стремление к выражению национальной идентичности с помощью одежды.

Когда многие женщины под давлением обстоятельств освоили ранее неизвестные для них профессии, это незамедлительно повлияло на образ жизни. Наряду с элегантностью важной чертой своего образа многие женщины стали считать удобство. Характерно изменение фасона юбок: одновременное расширение силуэта и укорачивание длины, что не стесняло движений во время работы или при пользовании общественным транспортом. Кроме того, считается, что другой причиной, заставившей женщин носить более короткие юбки, стала нехватка дорогостоящих тканей Модные обозреватели постепенно меняли свое мнение относительно одежды нового фасона. Если изначально короткие юбки считались смешными и нелепыми, то в дальнейшем призывы обратить внимание на подобную модную новинку и не пренебрегать ею звучали все отчетливее. Однотонные блузы, строгие костюмы-тальеры, свободные платья-рубашки и домашние платья с карманами – вновь дань практичности. Костюмы полюбились модницам благодаря своей функциональности и возможности комбинировать их с прочими предметами гардероба Размеры дамских шляп значительно уменьшаются – еще одно свидетельство стремления к удобству в противовес экстравагантности и роскоши. Самым популярным становится канотье – небольшая шляпа жесткой формы с цилиндрической тульей и прямыми полями. Подход к одежде начинает основываться не только на самых простых понятиях в духе «красиво  –  некрасиво», но и с точки зрения вреда той или иной вещи для здоровья женщины. Возникает и проблема ношения корсета, которую, казалось бы, благополучно разрешил Поль Пуаре еще в 1900-е. Была высказана мысль о том, что  девочек изначально воспитывали неправильно: с юных лет одевали в корсеты, мешая естественному развитию. Полностью, правда, от корсетов не отказывались, отдавая предпочтения различным «облегченным» модификациям.

Обстоятельства вынуждали женщин становиться более активными, самостоятельно осуществлять больше дел, чем в довоенное время. Заниматься этим в неудобной одежде было невозможно. Несмотря на это, модницы достойно справлялись с вызовами трудного времени и вопреки всему стремились привнести в свои образы оригинальность, элегантность и женственность. Они искренне верили в то, что красота способна спасти мир.

Комментариев:
2

  • 15.08.2017 15:54:53
    Мода была, есть и будет во все времена как и модницы

  • 15.08.2017 12:02:42
    Женщина есть женщина. Вспоминается роман Маргарет Митчелл "Унесенные ветром". Гражданская война, блокада Юга, но дамы все равно ищут все возможные способы хотя бы узнать о модных тенденциях Парижа и по возможности им следовать. Чем нагло пользовались спекулянты вроде Ретта Батлера. Да, эта наша женская слабость, но с другой стороны..Мы что ли все эти войны развязываем??? Так почему мы должны себя уродовать из-за мужских глупостей? А автору спасибо за статью! очень интересно и познавательно.

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
3 Lykov
3 Elro
2 Alinka
1 Hironom
1 Devatyh
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики