Что такое Церковь?

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Прежде чем отвечать на вопрос «что такое Церковь?» – давайте разграничим понятия. Есть церковь – и Церковь. Церковь с маленькой буквы – здание, в котором христиане молятся, совершают богослужения, т.е. христианский храм (сами христиане предпочитают в данном случае именно слово «храм», а «пойти в церковь», «построить церковь» чаще говорят люди невоцерковлённые).

Мы же будем говорить о Церкви с большой буквы. Итак, что такое Церковь? Энциклопедии определяют её как религиозную организацию, объединяющую христиан… Христианин может согласиться с таким определением лишь отчасти.

В буквальном переводе с греческого слово «церковь» означает «дом Божий». Но ведь «дом» – это не только здание, это ещё и место, где мы чувствуем себя в безопасности, где мы встречаемся с самыми близкими людьми, наконец – это семья (вспомним выражение «дружить домами»). Вот и Церковь – это единая «семья», центром и главой которой является сам Господь… да-да, глава Церкви – Иисус Христос, а не Патриарх, как иногда думают (к слову, с этим согласны не все христиане – католики, например, считают главой Церкви Папу римского, которого специальным догматом объявили непогрешимым… отчасти поэтому Православная церковь и считает Католическую отошедшей от основ христианской веры). Потому-то с точки зрения христианина Церковь – это не просто «организация», это «тело Христово», через соединение с которым только и возможно спасение души.

Потому-то в Символе веры (молитве, излагающей в сжатой форме основы христианского вероучения) уделяется внимание не только Богу Отцу, Сыну и Святому Духу, не только евангельским событиям – но и Церкви: «Верую… во единую святую соборную и апостольскую Церковь». Попробуем разобраться в этой формулировке.

Почему – «единая»? Ведь даже в пределах Православия есть Русская Православная церковь, Греческая, Сербская, Эфиопская и др. Это не «дробление» Церкви – это её конкретные проявления, при всём своеобразии они исповедуют одну Истину.

Почему Церковь «святая» – ведь состоит-то она из грешных людей? Как мы уже говорили, Глава Церкви – Иисус Христос, так вот Он – свят. Потому-то принадлежать к «Телу Христову» – Церкви – можно только в состоянии святости. Протестанты понимают это несколько упрощённо: уверовал, соединился тем самым со Спасителем – значит всё, спасён и свят, если даже согрешишь – всё равно Бог в конечном итоге приведёт тебя к спасению. В действительности же всё гораздо сложнее: согрешая, человек отпадает от Святой Церкви – и только Таинство Покаяния восстанавливает его единение с ней… И конечно же, отпадали от святой Церкви те, кто «под знаменем» христианства убивал мирных жителей, сжигал на кострах ни в чём не повинных людей (потому-то все разговоры о «преступлениях Церкви» лишены смысла).

Что значит «соборная»? По-гречески это звучит как «кафолическая» – «всемирная»… разумеется, не в смысле «господствующая в мире» – таковой христианскую Церковь и сейчас нельзя назвать, а тем более – в те времена, когда она была уделом горстки людей, преследуемых властями, но уже тогда она была «всемирной» – т.е. открытой для всего мира, для представителей любых народов (в отличие от ветхозаветной веры, предназначенной для избранного народа).

Апостольской же Церковь называется потому, что у истоков её стояли апостолы – ученики Спасителя, которым Он передал не только определённое вероучение, но благодать Святого Духа – которая передаётся через Таинство рукоположения всем священнослужителям вплоть до наших дней. В этом смысле любой священник – «прямой наследник» апостолов.

Итак, что такое Церковь, мы более или менее разобрались… а возможно ли спасение вне её? Сегодня этот вопрос волнует многих… и многие уверенно отвечают: да, возможно! И многие наши современники предпочитают именно такой путь, который называют «верой в душе». Причины называют разные: и грешность христиан, в том числе и священнослужителей (в то же время – почему-то никто из этих людей не бросил вуз из-за наличия троечников в группе), то, что кто-то когда-то в храме сделал им замечание (причём в большинстве случаев речь идёт о ситуациях, когда человек действительно нарушал правила поведения, которые есть везде – и в храме в том числе), но главная причина такого мнения гораздо глубже: Церковь с её храмами и Таинствами – это всё внешнее, поверхностное, а вот я «зрю в корень» – у меня «Бог в душе»!

Что более всего напоминает такое «вдушеверие» – так это попытку вытащить самого себя за волосы из болота. Конечно, стремление иметь веру в душе – это прекрасно (многие очень удивятся – но именно она заставляет христиан стремиться к Церкви), но опасность состоит в том, что с таким «богом в душе» очень легко «договориться». Несомненно, Богу угодно, чтобы человек с самого рождения был окружён любовью – значит, "Бог не осудит меня, если я не стану рожать нежеланного ребёнка, Бог заповедал любить ближнего – значит, чем больше женщин я одарю своей любовью, тем лучше с точки зрения Бога… а запрет на аборты, осуждение супружеской неверности – это всё глупые священники придумали, что они могут знать о Боге, ведь истинный Бог – у меня в душе… иными словами, бог – это Я!"

Конечно, открытым текстом ничего подобного не заявляется – но в отношении Церкви люди демонстрируют именно такую позицию, даже в мелочах: "почему МНЕ не разрешают сидеть на богослужении? Почему поют на языке, которого Я не понимаю? Как смеет эта старуха говорить, что Я не так одет? Ну и что, что так было веками задолго до моего рождения, ну и что, что всех остальных прихожан это устраивает – Я считаю, что это неправильно, а значит – все должны так считать! И вообще, в этих шортах я ходил на приём в городскую администрацию – не думаете же вы, в самом деле, что ваш жалкий Бог – который, разумеется, не идёт ни в какое сравнение с богом в МОЕЙ душе – выше мэра города?"

По-христиански это называется «гордыня». И это – закономерный финал попыток спасения вне Церкви. Ведь Церковь – это ещё и «внешняя сила», которая не даст «расслабиться», постоянно предъявляя требования. И если человек самые простые требования выполнять не научится – постоять пару часов, одеться не так, как хочется, ограничить себя в еде на несколько недель – то как он будет справляться с требованиями более сложными: прощать врагов, любить ближнего, как самого себя?

Именно эти требования заставляют современного человека обвинять Церковь в косности, в нежелании меняться вместе с миром и человечеством (дескать, чего упираются – давно бы уж разрешили ЭКО!). Да, Церковь меняться не хочет… потому, что остаётся такой, какой установил её Спаситель. И потому в какую бы бездну греха ни погружался земной мир – Церковь не «опустит планку», потому что её центр – вне земного мира… и потому у каждого человека на Земле есть шанс выравнивать себя по этой «небесной планке», становиться таким, каким его хотел бы видеть Создатель!


Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Lykov
1 Alinka
1 Devatyh
0 Hironom
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики