Что такое гаммы? Что такое мажор и минор? Что такое тональность?

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Гамма… это слово приводит в содрогание ученика музыкальной школы, а то и студента музыкального училища – а также его родителей и соседей. Для первого это «злой рок», воплощённый в постоянном зазубривании некой не вполне осмысленной последовательности в постоянной попытке догнать метроном – особенно в преддверии технического зачёта, для вторых – нечто антимузыкальное, целыми днями «бьющее по ушам» и заставляющее пожалеть, что отдали дитятко учиться музыке (вариант – устроить скандал соседям, которые это сделали).

А что же такое гамма в понимании музыканта?

Для начала вспомним любую мелодию – хотя бы самую простую эстрадную песню – и попробуем её спеть. Вы сразу заметите, что в одних случаях перейти от звука к звуку достаточно легко, в других – от голоса требуется немалое усилие, да и сноровка, чтобы «попасть» в нужную ноту… «на слух» это воспринимается в первом случае как близкое расстояние (звуки «рядом»), во втором – как широкое… мы ещё яснее представим это себе, если увидим их на нотном стане: в первом случае одна нота будет на линейке, другая – между линейками, между ними уже ничего не вставишь – «соседи», ближе не бывает! Такое движение музыканты называют поступенным (идущим «по ступеням»).

Далее, попробуйте останавливаться в разных местах мелодии. Вы заметите, что в одних местах (не обязательно в конце) остановиться можно, и это не вызывает никаких неудобств – в то время как другие «висят», настойчиво требуя продолжения… немецкий композитор К.М.Вебер однажды, ночуя в гостинице, даже вынужден был выйти из номера к роялю и закончить мелодию, когда кто-то «бросил» её на таком месте – иначе не мог заснуть. Первые звуки называются устойчивыми, вторые – неустойчивые, из соотношения этих «стихий» и складывается взаимоотношение между звуками, составляющими мелодию – система, именуемая ладом, а звуки, составляющие лад, называются ступенями лада (понятно теперь, что значит «поступенное»).

Лады бывают разные, но в знакомой нам музыке наиболее распространены два – мажор и минор (даже другие лады классифицируют как лады мажорного и минорного наклонения, воспринимая через призму этих ладов). Не будем углубляться в последовательность тонов и полутонов, скажем только, что если мы выстроим в один аккорд устойчивые ступени лада – их три, и располагаются они через ноту (как и положено в аккорде) – то получим так называемое трезвучие, и оно будет разным у мажора и минора. Мажорное трезвучие называют «большим», минорное «малым». Потому-то у мажора интонации тянутся «вверх» ( точки зрения слуха – стремясь «стать шире») – и мы слышим его как яркий, «сверкающий», а у минора всё с точностью до наоборот – и он звучит как «затенённый» (иногда говорят – особенно для детей – что мажор «весёлый», а минор «грустный»… некоторая логика в этом есть – но так бывает далеко не всегда, и упрощать до такой степени всё же не стоит).

Среди трёх устойчивых ступеней лада выделяется одна – самая устойчивая (обычно ею заканчивается мелодия)  – она называется тоникой. Это своего рода «точка отсчёта» лада: ею может быть любая нота – но все остальные звуки должны занимать по отношению к ней определённую позицию, она определяет высоту лада – тональность. Так, если мы примем за «точку отсчёта» (тонику) ноту ре и организуем звуки по правилам мажора – это будет тональность ре-мажор, если тоника ля-бемоль, а лад минорный – ля-бемоль-минор и т.п.

Мелодия – это тональность «в действии». Если же мы возьмём все звуки, составляющие ту или иную тональность, и выстроим их поступенно – это и будет гамма, звукоряд тональности. Образно говоря, ступени в мелодии – это солдаты на поле боя, ступени в гамме – солдаты в строю на параде.

Для чего нужны гаммы музыкантам?

Дело в том, что сам по себе звукоряд не несёт никакой художественной нагрузки, и музыкант, не играя его, не занят решением художественных задач – а потому может целиком и полностью сосредоточиться на отработке движений (исполнительской технике). При работе над произведением натренированные движения просто применяются в условиях исполнения, поэтому тот, кто пренебрегает гаммами, вынужден, по сути дела, на каждом новом произведении «учиться заново». И уж конечно, нет ничего хуже, чем репетировать одну-единственную гамму как произведение, чтобы сыграть её на техническом зачёте – и забыть до следующего зачёта (как нередко происходит в музыкальных школах). Гаммы – это хлеб музыканта, и об этом всегда нужно помнить – особенно начинающим музыкантам.

Комментариев:
2

  • 15.08.2016 03:33:48
    Я как будто снова очутилась за партой в музыкальной школе)))

  • 29.08.2014 08:54:34
    У меня дочка учиться на скрипке играть, никогла не задумывалась над гаммами, потому тчо бабушка с ней занимается (тоже музыкант), а это все очень сложно на деле...

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Lykov
1 Alinka
1 Devatyh
0 Hironom
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики