МГЛУ: страх и ненависть во МГЛе

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Недавно наткнулась на один замечательный пост про МГЛУ (кто не знает - Московский Государственный Лингвистический Университет) бывшей студентки этого вуза и меня прямо-таки окунуло в прошлое. Решила также поделиться своими воспоминаниями, может, они послужат напутственным словом поступающим.

Выбирала этот чудо-из-чудесный вуз сама. Гордо. Без родительского вмешательства. Они, конечно, были приятно удивлены, в особенности после всяких подростковых бредней, типа «хочу стать режиссером!», «даешь ВГИК эмо-киду!». Они вздохнули с облегчением. Но все, что мы знали тогда об ИнЯзе – это были легенды и мифы. Самая жесть началась потом.

Первый курс удивил. Удивил сразу, прямо перед дверью в деканат, где висели списки – распределения по группам. Было три группы: англо-испанская, англо-французская и, барабанная дробь, франко-англо-армянская. Да-да, я попала в тот значимый для вуза период, когда были введены языки стран СНГ.

Так я до сих пор и не поняла, для чего в заявлении при поступлении значилась графа «желаемый второй язык». Такое ощущение, что специально, чтобы именно этот язык будущим студентам не достался. Я туда писала испанский. Поэтому и искать себя сразу стала в группе с испанским языком. Не нашла. А нашла, угадайте где. Правильно, в армянской группе отщепенцев. Иногда думаю, наверное, кто-то в деканате увидел мою армянскую фамилию и решил, что сделает добро. Раз армянка, значит ей не сложно будет в этой группе учиться – язык-то знает уже. Помогать всем будет. Ага, только я родилась в Москве, всю жизнь прожила в Москве и знала по-армянски две самые необходимые вещи: «Здравствуйте» и «денег нет».

Но это ничего, в итоге в группе с армянским оказалось весело, а преподаватель вообще стала чуть ли не единственным лучиком света в темном царстве.

Школа или институт?

Началась учеба – начались приключения. Во-первых, поступив я возрадовалась, что наконец наступили веселые времена, про которые мне в детстве рассказывала мама. Наконец-то нет этих убогих школьных домашек! Ты сам за себя несешь ответственность! На пары можешь забивать, главное зачеты сдавать!

Обломись, товарищи! Если у тебя за семестр больше ста часов пропусков, тебя отчисляют. Просто берут и отчисляют. На каждой паре преподы отмечали присутствующих, прямо как в школе – по журнальчику. Как в школе звонили родителям, если пропуски участились. А студента вызывали в деканат и отчитывали (хорошо хоть в угол не ставили) как маленького.

Домашнего задания задавали столько, что на его беглое выполнение нужно было в среднем около 5-6 часов. Беглое выполнение! То есть на паре тебе могли за него поставить двойку. Несколько двоек и потом на экзамене хрен тебе с маслом, а не «отлично»!

В то время большая часть моих друзей училась в великом и могучем МИФИ, про который тоже легенды слагают, что если ты не Эйнштейн, то ты там и семестра не протянешь. Так вот мои мифишники весь семестр безуспешно звонили мне, в попытках вызвать погулять, а я каждый раз отказывалась – мне ж еще уроки делать. Они не понимали, какие к черту уроки.

Правда потом у нас начинались сессии, на которых они страдали и не спали ночами, а мы не особо напрягались, честно сказать. По непрофильным предметам почти всегда довольно легко было получить пять. А языки ты действительно, либо знаешь, либо не знаешь – за одну ночь точно не выучить.

Дабы не показаться необъективной, скажу: языки в ИнЯзе дают хорошо. Хотя бы первый язык уж точно. Без знаний ты просто не окончишь вуз, это факт. Правда есть свои НО: на платников хорошенько так закрывают глаза и делают им поблажки, так что на платное лучше не поступать. Часто бывало, что в одной группе есть 10 человек, которые после пятого курса готовы писать статьи на языке для зарубежных изданий, и 2-3 человека с платного, которые на кривом английском могут в Турции попросить у официанта меню.

Студент права голоса не имеет

Идем дальше. Самая жестокая жестянка – это отношение деканата к студентам. Это вообще отдельная история. Нас еще на первом курсе напугали одной легендой про то, как пятикурсница сидела в столовой и читала учебник по английскому – готовила ДЗ. Это было после уроков, в столовой не было никаких «пробок». Библиотека была закрыта. Она у нас вообще работала только в те часы, когда мы на парах. Видимо, она у нас не для студентов была. Так вот к ней подошел проректор и начал на нее ругаться в унизительной форме в таком духе: «Что ты тут сидишь? В столовой нельзя читать – иди в библиотеку! Закрыта? Значит поезжай домой – тебе здесь не место! Дай сюда свой студенческий, будешь отвечать перед ректором!» И она реально отвечала за это перед ректором – ее отчислили, а декана ее факультета, который пытался за нее вступиться, уволили. Но это ведь легенда, мало ли что там на самом деле было. Мы особо не верили. Пока не нарвались сами.

Сидим мы (тоже, кстати, пятикурсницы) в столовой и обсуждаем только что сданный экзамен. Обсуждаем весело и бурно, конечно, но не веселее, чем все остальные в столовой и без каких-либо «нарушений этикета». Кто-то еще доедал свой обед, поэтому мы не торопились уходить – ждали их. Подходит к нам проректор и с порога начинает: Что за группа? Какой курс? Ваши студенческие мне! Будем разбираться в деканате! Вы в курсе, что в столовой нужно есть и ничего больше?

Мы: А разговаривать при этом нельзя?

Он: ВАМ – нельзя.

И все это в прекрасном тоне тюремщика, обращающегося к отбросам общества – заключенным.

Слава Богу до отчисления не дошло, так как это не дошло до ректора по счастливому стечению обстоятельств.

Вот так и жили пять лет – приходишь в деканат по каким бы то ни было вопросам – можешь сразу робко опускать глазки, горбить плечики и тихим голосочком просить, что тебе полагается. Мы были твари дрожащие, они – власть имеющие. И никто не мог пойти против системы.

Еще были пары в здании номер 13 в Ростокино, в котором в те годы не было отопления и зимой все выходили с пар с циститом и больными почками. Теперь, говорят, его отремонтировали. Основное здание не лучше – разваливается просто на глазах. На первом этаже туалеты как на вокзале – просто дырки в полу. Целились, как могли.

Самая большая перемена – 20 минут. Очередь в столовой в среднем 15 минут. Иногда больше. Обеды глотали, не прожевывая, и бежали на пары, так как за опоздание могли не пустить в аудиторию.

На бюджете за доп. часы языка нужно было платить (хотя это незаконно). Не оплачиваешь – не допускаешься к госам по языку. По крайней мере нам так утверждали в деканате, а правда это или нет, никто не знает.

Студенческая жизнь не только не развивалась, но и не приветствовалась. Стоило какой-нибудь инициативной группе изъявить желание создать какой-нибудь кружок по интересам, как сразу это желание пресекалось дикой бюрократической машиной. Инициатива, как говорится, нагибала инициатора.

Отношение к нам, почему-то, изначально было такое, что мы все бездари и лодыри. Учится мы не хотим, работать не хотим, зато только и делаем, что пьем, курим и ругаемся матом. Причем поголовно все. Причем работать мы хотели, а большая часть работать была вообще вынуждена, так как стипендия отличника составляла 1 200, кажется, рублей. Но увы, негласная политика ректората была такова: сейчас все должны учиться, работать будете потом. Как этот постулат согласовывалось с суммой стипендии, одному ректору известно. В итоге, тех, кто работал официально «недолюбливали».

А учили ли нас?

Учиться мы тоже поначалу хотели, ради этого ведь и поступали. Но для этого тоже надо было постараться. Периодически бывали случаи: смотришь в расписании номер кабинета, подходишь к нему, ждешь преподавателя, а он не приходит. Идешь в деканат, спрашивать, в чем, собственно, дело – на тебя орут, мол, да вы просто прогуляли. Мы объясняем, что прождали его у нужного кабинета всю пару, а он не объявился. Оказывается, что расписание в деканате (для учителей) одно, а для студентов – другое, и преподаватель точно так же прождал нас рядом с совершенно другим кабинетом. Просто кто-то из деканата, ответственный за расписание, все в очередной раз перепутал. Думаете этот кто-то понес наказание? Или хотя бы извинился? Нет, ну что вы, виноваты все равно оказались мы и нам всем поставили прогул.

Еще чаще бывало, что в один и тот же кабинет, в одно и то же время записаны две совершенно разные пары. Кто первый пришел – того и тапки. «Не успевшие» полпары носятся в поисках свободного кабинета. Иногда проводят пару в коридоре.

Но это детский лепет по сравнению с тем, что нам пришлось пережить на первых трех курсах. Из нескольких факультетов ИнЯз решил сформировать один большой факультетище и назвать его гордо: «Институт международных отношений и социально политических наук». Звучало красиво, но толку было – ноль. «Институт» сформировали, а преподавателей туда нагнать забыли. В итоге мы по полгода не видели сначала пар французского, потом английского. В общей сложности около полутора лет либо одного, либо другого языка просто не было. Мы каждый день честно приезжали в институт, приходили к указанному кабинету и сидели, ждали… Как вам ИнЯз без языков, а?

Причем, что вы думаете, у нас не было в эти семестры экзаменов? Или нам на этих экзаменах какие-то поблажки делали, да? Нет, всю программу и даже больше мы должны были знать, освоить, выучить, сдать. Никаких поблажек. Не было пар? Это ваше дело. Экзамен будет. И на равных условиях со всеми.

Так и учились «сами». К третьему курсу ходить в институт уже желания не было никакого, да и привыкли как-то учиться «сами». Но тут преподов откуда-то понабирали, и они начали нас усиленно учить. Да так усиленно, что аж глаза на лоб полезли с непривычки.

Диплом? Какой диплом? Когда диплом?

На пятом курсе мы осознали, что все это были цветочки. А ягодки нас ждут впереди. Четыре года мы как-то не задумывались особо о том, как нам сдавать экзамены и писать диплом. Никто нас к этому не подготавливал, подробности не рассказывал. Поэтому рассказываю сейчас тем, кто там уже учится или хочет поступать. Начинайте думать о своем дипломе уже курсе на третьем. Потому что потом вам на это времени никто не даст.

Во всех человеческих вузах на написание диплом выделятся полгода-год. Как правило после сдачи госов. У нас все было в одну кучу. Пары не закончились – они шли ровно так же, как и раньше. Зато выделили целый дополнительный выходной для написания диплома! Домашних заданий стали задавать еще больше. Госов у нас было официально 4 – три языка плюс основной предмет. Неофициально их было 7, так как по каждому языку было два госа – один письменный, другой устный. Они проходили в разные дни и готовится нужно было к каждому отдельно. И венчала все это безобразие защита диплома. То есть в течение одного (!) месяца мы должны были 8 раз что-то сдать, написать или защитить. Получился целый конвейер из экзаменов, на подготовку к которым выделялось мизерное количество времени. В течение года, естественно, к ним подготовиться было нереально, ибо домашка, домашка и еще много раз домашка. Как мы сдали, я вообще не знаю и не помню. Помню только, как потом рассказывала друзьями из других вузов, и они мне откровенно не верили, что на написание диплома нам не выделили ни месяца. Причем заранее никто вас не предупредит, чтоб вы курсе на третьем, на четвертом начинали писать диплом – все были уверены, что все будет как везде. Да и в любом случае, когда его писать? Даже летом на это было мало времени, так как каждое лето практика, а это вообще позиционировалось, как святая обязанность студентов – не пройдешь практику, вылетишь из вуза как пуля.

Подводя итог, хочу сказать следующее. Если ты, читатель, собираешься туда поступать или же думаешь отдать туда свое дитя, прими во внимание вышенаписанное. Испугайся. И откажись от своей идеи. Если не напугался и идею не бросил, значит не волнуйся – ты сделал правильный выбор. ИнЯз – это не просто высшее учебное заведение, это проверка на прочность, типа армии. Если выстоишь, тебя уже ничто в жизни не сломит.

Когда я только выпустилась, я была стойко уверена, что детей своих скорее отдам в ПТУ, чем в ИнЯз. Но потом злость и обида прошли, а остались знания. И плюс, я пообщалась со многими выпускниками разных вузов и поняла, что все-таки мои знания языка чуть лучше. А если б еще училась на совесть, были бы вообще отличные))) Хоть меня и не устраивали мои знания в течение обучения, но я поняла, что лучше бы уже нигде не было. То, что у нас не было языковых пар по полгода, это скорее исключение – мне как всегда повезло попасть в «сложный период изменений», а это процесс не быстрый, поэтому и была такая белиберда.

Потраченные нервы, конечно, жалко. Но в целом, я осталась довольна))

Комментариев:
4

  • 16.06.2016 07:06:38
    В настоящее время корчки, а точнее диплом играет роль только при устройстве на работу. причем основная масса работодателей его просто копирует. Потому что надо, чтобы в личном деле копия диплома была, а что там в дипломе мало и редко кто интересуется. Что за оценки в этом дипломе и какие знания студент из учебного заведения? Сейчас можно иметь образование, окончив престижный ВУЗ или техникум можно быть безграмотным и необразованным. Порой, чего не скажешь о выпускниках ПТУ. Не важно какой диплом получил человек и какое образование получил. Главное какие знания он получил

  • 13.11.2015 01:55:02
    Ой какие страсти).а вот насчет дополнительных ПЛАТНЫХ часов - это везде так и скорее это законно, а то как то нелогично получается сидеть со студентами после пар бесплатно.

  • 12.11.2015 18:35:31
    А так, Великолепно! Вы замечательно пишите! Вы, оказывается, армянского рода. Бывает очень обидно, когда человек, окончивший какой-то ПТУ работает на нормальной работе с нормальной зар платой. А воспитанник этих высокообразованных доцентов с приличной специальностью в дипломе, перебирается с хлеба на воду. Хотя учиться было ой как не просто.

  • 12.11.2015 18:31:54
    Вы остались довольны? Карина, хорош противоречить!:) Что больше повлияло на ваши знания, ваше собственное желанме этих знаний или принуждение ВУЗА? И не мешайте, типа "и то, и то":).Вы поьучили язык. Но ведь есть и те, кого долбали ничуть не меньше, может в других вузах, а работать устраиваются грузчиками, уборщицами, потому что работы нет. Стоит оно того? Мне кажется, этот ваш декан-защитник столовых, простите, просто бестолочь. А отыгрывается на других. Имел дело. Три шкуры с тебя сдерёт... И что, лучше от этого знать станешь? Как бы ни так. Видел и простых добрых преподов, которые не только не тратили чужие нервы, но и умели доносить знания. Зачем шуметь? научить, ведь, не сложно. Шумят те, которые сами не умеют, только вид делают. Подобные ВУЗы дискредитируют себя. Но ведь, не в ВУЗе дело? Отношения препод - студент - это отражение жизни в Стране победившей Социалистической Революции. Как вы думаете, откуда "растут ноги" этой маленькой особенности российского-советского образования?

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
2 Elro
2 Lykov
1 Alinka
1 Devatyh
1 Hironom
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики