Пока гром не грянул или Упадет ли на Землю астероид (Об астероидной угрозе для Земли и человеческой Цивилизации)

Математики подсчитали вероятность прямого попадания летящего к земле метеорита в человека - 0,000 001% - мизерный, конечно, однако всё же не нулевой результат, причём в истории человечества, говорят,два таких случая были.

А вот в случае с нашей планетой дело обстоит гораздо серьёзнее: метеориты в неё то и дело врезаются, иногда с ощутимыми последствиями; то, что до сих пор такое событие не закончилось для Земли фатально, можно "списать" на милость Божью, до сих пор оберегающую её от смертельно мощного удара...

По данным, с большой вероятностью истинным, катастрофические столкновения с малыми небесными телами (астероидами и кометами) Земля за время своего существования переживала несколько раз, причём именно эти столкновения вызывали массовые вымирания в биосфере, коих палеонтология насчитывает пять. Так, пермское вымирание, положившее конец динозаврам (250 млн.лет назад), вероятнее всего, произошло в результате взрыва врезавшейся в Землю кометы, выбросившего в атмосферу гигантское количество пыли, закрывшей солнечный свет и таким образом погубившей всё живое. Не ждёт ли шестая глобальная катастрофа уже нас, человечество?

Правда, по весьма основательной гипотезе, в далёкие геологические эры астероидная угроза была гораздо выше, чем сейчас: тогда Солнечная система была ещё сравнительно молодой и содержала ещё много "не осевшего" остаточного материала, из которого формировались планеты. Сейчас основная масса таких остатков сосредоточена в поясе Койпера - между орбитами Марса и Юпитера - и облаке Оорта - гипотетической дальней сфере Солнечной Системы. Причём в поясе Койпера крупных тел вроде бы уже почти не осталось, основная угроза исходит из облака Оорта - источника долгопериодических комет.

В мировой культуре кометы окружены мистическим ореолом, с ними связывались различные ужасные события - землетрясения, эпидемии смертельных болезней, войны; особенный ужас вызывала знаменитая комета Галлея - впрочем, периодически проходящая на вполне безопасном для Земли расстоянии. Однако некоторое влияние на происходящее в земных сферах близкое прохождение довольно крупного тела, да ещё имеющего химически богатый хвост, действительно оказывать может.

В 1908 году человечество получило грозный привет из ещё не чистого от крупных обломков космоса - угодивший в глухую долину Тунгуски крупный метеорит (по всей вероятности). Его приближение к Земле вызвало такое напряжение её магнитного поля, что даже в Европе несколько ночей было светло от потоков частиц, взаимодействующих с ним.

И вот уже на недавней нашей памяти - через 105 лет после Тунгусского - лёд озера Чебаркуль в Челябинской области разверзся от удара довольно крупного метеорита; от ударной волны пострадали даже несколько жителей Чебаркуля, в зданиях повылетали стёкла.

Кстати - Бог милостив - в обоих случаях обошлось без катастрофы в человеческом понимании: Тунгусский метеорит попал в зону глухих сибирских болот, не населённую людьми, чебаркульский тоже "нашёл" безлюдное место...

17 декабря этого года (да, знаковая для кабаллистических представлений дата - 17.12.17) астероид Фаэтон (довольно твёрдый камень диаметром 5 километров) пройдёт на расстоянии 10,3 миллионов километров от Земли (надеемся,асторономы не ошиблись в определении этого почтительного расстояния...).

Вроде бы, в ближайшее время (несколько сот лет) сближения с Землёй опасно крупных объектов не ожидается... Впрочем, например, чебаркульский метеорит оказался не замечен никакими обсерваториями (!).

В астрономической науке сближающимися с Землёй считаются астероиды с перигелийными расстояниями меньше 1,3 астрономической единицы, а потенциально опасными - которые могут приблизиться на расстояние меньше 0,05 а.е. (7,5 миллионов километров). Ближе всего к Земле подлетают небольшие - диаметром до нескольких километров - тела. Но и таких в случае столкновения с Землёй достаточно, чтобы вызвать чудовищную катастрофу для её обитателей: кинетическая энергия такого тела равна энергии нескольких тысяч атомных бомб.

Мысль о защите Земли от астероидной угрозы силами, создаваемыми научно-техническим прогрессом, в принципе знакома человечеству со времён первых шагов по освоению космоса и овладения мощными источниками энергии (силы того же нобелевского динамита, позволившего эффективно дробить скальные породы).

К середине 20-го века это нашло воплощение в конкретных проектах. В 1964 году под руководством профессора Пола Сандорва была спроектирована система для отражения падения астероида с помощью ракетной боеголовки.

Важным моментом обеспечения успеха в отражении космической угрозы является точность наблюдений за небосклоном. Важное значение имеет то, что принятие действенных мер по защите от небесного тела возможно лишь при его заблаговременном обнаружении - за несколько лет до сближения с Землёй. Многие из мелких астероидов обнаруживаются всего за несколько часов до падения (а некоторые, как мы видели, и вовсе не обнаруживаются)...

Мир уже знает несколько запускавшихся было программ по защите от космических объектов, однако большинство из них было свёрнуто из-за отсутствия финансирования: сильные мира сего озабочены более актуальными (!) вопросами... Например, поиск американским космическим агентством NASA мелких объектов затруднён по финансовым причинам.

Всё же так сложилось в научно-технической истории, что инициатива в космической защите (пусть и делающей первые робкие шаги) принадлежит США. В 1992 году в отчёте, подготовленном для NASA, было рекомендовано организовать программу "Наблюдение за космической безопасностью" с целью поиска опасных астероидов.

По инициативе члена палаты представителей США Джорджа Брауна в 2005 году был принят Конгрессом закон о финансировании программ наблюдений за околоземными объектами.

В 2013 году запущен спутник "NEOSSat" для обнаружения малых объектов из космоса. С его помощью обнаружен ряд потенциальных угроз - таких, как астероид Апофис.

Поскольку кинетическая энергия опасных для Земли небесных тел превышает возможности доступных человечеству энергосиловых источников, инженерная мысль вынуждена искать "хитрые" пути воздействия на астероиды для предотвращения их удара по планете.

Один из рассматриваемых наиболее реалистичных путей - отклонение летящего к Земле астероида от траектории столкновения с помощью либо кинетического тарана, либо создаваемой у него реактивной тяги, либо его буксировки космическим аппаратом.

Первый способ - самый простой и понятный. К астероиду посылается мощная ракета, врезающаяся в него и своей кинетической энергией отклоняющая его от опасной траектории.

Второй способ предполагает использование ядерного заряда, который взрывается на астероиде, создавая мощный выброс распыляемого его тела, что создаёт реактивную тягу, уводящую объект с начальной траектории.

Третий - тоже очень понятный: к астероиду подлетает корабль-буксир, зацепляет его и оттаскивает с опасной траектории.

Однако способы защиты, состоящие в изменении траектории угрожающего объекта, ограничены в своей эффективности необходимостью точного заблаговременного знания его траектории, что требует значительного времени для обнаружения и необходимых расчётов.

Другой вариант противодействия - непосредственное разрушение объекта. Расчёты показывают, что создать и доставить к цели боеголовку требуемой мощности - реально. В качестве боезаряда могут применяться как химические взрывчатые вещества, так и ядерный заряд. Последнее предпочтительнее, так как термоядерный заряд заменяет взрывчатку массой, большей его в несколько сот раз. Однако для направления энергии взрыва внутрь астероида применим кумулятивный эффект, известный при использовании обычных взрывчаток. Хорошо было бы совместить энергию ядерного заряда с кумулятивно-бризантным действием, свойственным химическим взрывчатым веществам.

Автор статьи предлагает использовать боеголовку с ядерным зарядом в качестве источника энергии и наполнителем - веществом, которое при взрыве мгновенно испарится, создав благодаря прочным коническим стенкам кумулятивный эффект; кумулятивная струя внедрится в астероид, и пар разорвёт его на куски.

Недостаток разрушающей технологии - неполное предотвращение столкновения: при лучшем сценарии пыль, в которую превратится взорванный астероид, накроет Землю, вызвав на ней известные проблемы; при худшем сценарии обломки астероида всё-таки врежутся в планету, вызвав разрушения, хотя и не таких масштабов, как цельный объект. Поэтому прямое разрушение нужно оставить как крайнюю, экстремальную возможность.

Заметим, что по средствам доставки противоастероидных головок - мощным ракетам-носителям - задел имеется: например, в рамках советской лунной программы был разработан носитель, способный доставлять к Луне груз в 200 тонн.

Есть и ещё одна - последняя - возможность, к которой придётся прибегнуть, если угрожающее тело "прорвётся" уже непосредвтвенно к Земле, - защиты её уже на последнем рубеже. Это нечто подобное динамической защите танков, отбрасывающей ударяющий по корпусу снаряд.Такую идею предлагает автор статьи в виде системы, основанной на одном перспективном эффекте (раскрывать его здесь не буду).

Человеческая Цивилизация утвердила себя в упорном противостоянии природным вызовам. Возможно, ей будет послан и невиданно доселе грозный. Если наша роль во Вселенной действительно уникальна, мы имеем основания рассчитывать преодолеть и его. Но, что называется, под лежачий камень вода не течёт. И как бы нам его, тот грозный космический, не "проспать"...

Комментариев:
4

• 18.12.2017 17:14:51
    не было и не будет катастроф безопасных и безвредных

• 18.12.2017 17:13:40
    пожалуй, все катастрофы опасны

• 17.12.2017 23:39:50
    Астероидная опасность существует, И она весьма значительна. Но человечеству более реально угрожают другие факторы. К примеру, извержение супервулкана не уступит, по масштабам катастрофы, падению крупного астероида.

• 27.11.2017 02:28:27