Архетипы и тень
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:22 августа 2017
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Работая с людьми или самим собой, так или иначе сталкиваешься с проявлениями глубинных слоев психического. Наиболее выраженными эти проявления бывают у людей, глубоко травмированных, либо далеко продвинувшихся в практике работы над собой. Однако, второе редко бывает без первого.
К. Уилбер, знаменитый ученый и философ, основатель интегрального подхода, отмечает, что работа над собой должна осуществляться одновременно по четырем направлениям: тело, ум, дух и тень. Но, если работа по первым трем более или менее очевидна для осознающего субъекта, то у человека, столкнувшегося с проблемами четвертого модуля, может возникнуть не только множество вопросов, но и множество глубоких и малопонятных ему состояний.
Теневая сторона личности, в широком уилберовском понимании, как аспект бессознательного, заключает в себе как бессознательные силы в целом, так и всё, некогда вытесненное из личности как казавшееся вредным и опасным для выживания. Редуцированный пример: если ребенка в детстве родители осуждали за слабость и слезы, образ плачущего ребенка может на время до осознания этого образа и его пересмотра запечатлеться в бессознательном. Теперь человек не только сам будет бояться проявлять эмоции, но и станет порицать других за это. В том числе этот невроз с большой долей вероятности передастся и его детям – опять же, вплоть до осмысления его истоков. В теневой части могут находиться не только личные образы, но также образы семейные, передающиеся из поколения в поколение, как было приведено в примере, а также образы культурные или глобальные, мировые, отраженные в сказках и мифах народов. Не принадлежащие только одному человеку образы похожи на дорожки, протоптанные не нами (а иногда это целые автомагистрали). Часто собственный теневой образ оказывается захваченным более сильным потоком, и начинается проигрывание его сценария. Происходит это лишь тогда, когда складывается соответствующая ситуация – взрослому из примера необходимо позволить себе проявить чувства, которые он неверно интерпретирует как слабость, и он отыгрывает общий шаблон, характерный для него, его семьи, культуры, которой он принадлежит: он мужчина, поэтому он останется сильным и отстраненным, как бы больно ему не было.
У мужчин и женщин существуют как схожие, так и различимые по гендерному признаку «потоки» или шаблоны поведения, называемые психоаналитиками не иначе как архетипы. К схожим архетипам можно отнести, например, архетипы:
- самость (как аспект индивидуальности, осознающий аспект, субъектное активное начало). Она отвечает за то, что человек осознает и несет ответственность за собственную жизнь, следует своему собственному пути, является в большой мере свободным);
- персона (идентификация личности, понимание себя как уникальной личности, наполненной уникальными мыслями и чувствами). Отвечает за поведенческий аспект, самопрезентацию;
- тень (в узкой трактовке как те самые вытесненные тенденции, но не все бессознательные силы). Отвечает за автоматическое реагирование в ситуации, которая бессознательно кажется опасной, поскольку повторяет ситуации детства или известные в истории народа/культуры ситуации.
Но также есть гендерные архетипы анимы и анимуса. Часто бывает так, что универсальные внегендерные архетипы, перечисленные выше, вступают во взаимодействие с последними двумя или между собой, и тогда происходит ситуация, называемая архетипическим захватом. Она переживается как сила, действующая в человеке, но не регулируемая им. Этому соответствуют сильные и малознакомые эмоции, могут возникать чувства глубинного смысла и таинственности происходящего, чувства тревоги и страха, а также чувство, что человек сходит с ума. Он теряет управление и полностью попадает под влияние тех самых архетипических потоков, действуя в соответствии с одним из них. Состояние архетипического захвата – интересное приключение, но без должного контроля может быть опасным, поскольку неадаптированные сказки народов мира, повествующие об архетипических тропах, как известно, редко заканчиваются «жили они долго и счастливо». Чтобы не блокировать с какими-то целями пробужденные силы, лучше дать им возможность быть проигранными до конца, и уяснить урок, который они несут. Но делать это нужно под присмотром специалиста и при поддержке близких. Иначе можно причинить много вреда им и себе.
Но даже когда влияние архетипа менее выражено, оно все равно оказывает влияние на поведение. Распознать это можно при чтении соответствующей литературы, где ведется рассказ про архетипические силы. Есть множество книг, но из любимых можно посоветовать книги Л. Шиерз-Леонард, Дж. Ш. Болен, Д. Калшеда.
Распознав, какой из архетипов действует как основной, можно наметить развитие других, противоположных сторон, чтобы личность развивалась более гармонично, а ее бытие было более осознанным.
Оставить комментарий