Воспитание детей – взгляд со стороны
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:31 октября 2015
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Все родители воспитывают детей по-разному. По-своему. И это их право, которое никто не может отнять. Ни бабушки, ни дедушки, ни учителя в школе, и не прохожие тети-дяди не имеют права вмешиваться в сложный процесс воспитания. Поэтому данная статья ни в коем случае не претендует на то, чтобы кого-то чему-то поучать и наставлять. Но вот взглянуть со стороны – в этом попробую помочь.
Ежегодно я вижу множество семей, множество детей, их поведение, их характеры. Поверьте, все дети невероятно разные. Однако все равно можно выделить некоторые сходства как в характерах, так и в воспитании. К примеру, сегодня есть довольно большой, по моему наблюдению, пласт родителей, которые, как бы сказать помягче, бросают все на самотек. Обычно речь идет о молодых родителях. От них я часто слышу жалобы, вроде таких: «Что-то мы совсем избаловали наших малышей – они просто выходят из-под контроля». Мой взгляд со стороны подсказывает следующее: дело вовсе не в избалованности, а в серьезном недостатке внимания.
И действительно, стоит провести с этой семьей хотя бы сутки и видишь следующее: дети чуть ли не по потолку носятся от скуки, на одергивания мамы не реагируют, на крики папы реагируют еще более громким криком, за стол позвать невозможно, усадить за книгу невозможно. Каким образом вообще дети умудрились повиснуть на люстре, разбить три стакана и сломать стул? И что в течение дня делают родители? А вот что: папа на работе весь день, мама дома – успела сделать маникюр, позвонить подруге, наварить щей, посидеть в интернете, короче стандартный набор бездетной девушки. Подчеркиваю, бездетной. Я не говорю, что она просто игнорировала своих детей – вовсе нет. Она сто раз на них цыкнула, прикрикнула, повоспитывала, попыталась увещевать их по-хорошему, дала тысячу конфет, две тысячи игрушек сунула им под нос, чтобы они отвлеклись от люстры. В итоге она вся измоталась из-за них, плюс еще и накормить надо и в доме прибраться. К вечеру – язык не ворочается, нервы на исходе, муж тоже явно не отдохнувший с работы пришел. Измотанные нервы одного и второго перешли в режим ожидания и дети были громким басом отца поставлены в угол, все в слезах и соплях, естественно.
А что можно тут поделать, спросила меня одна такая мама? А нужно было не отмахиваться от них, не отнекиваться. Тогда не пришлось бы весь день тратить свои же силы и нервы на их выходки. А выходки – это всего лишь реакция на «невнимание», а в понимании ребенка значит «нелюбовь» родителей. Можно было взять ту же игрушку, но не пихать ее ребенку под нос со словами «Иди поиграй в комнату», а потратить полчаса на то, чтобы создать вместе с ребенком для этой игрушки домик из подушек, потом вместе с ребенком заселить туда три такие игрушки и играть с ними в три поросенка. Вовлечь ребенка в процесс и тихо-мирно уйти. Пока готовила щи, можно было дать ребенку книжку и попросить «почитать маме вслух, а то маме скучно». И т.д. и т.п. Внимание мамы – это самое ценное, что можно дать ребенку. А мамина ругань и попытки «откупиться» конфетками и игрушками ребенок воспринимает как «нелюбовь».
Если дети постарше и, допустим, уже пошли в школу, встречается еще один очень распространенный вариант. Ребенок совсем не желает делать уроки, читать, писать и прочее. Делает все кое-как и ему, как говорят мамы, ничего не интересно, а только «эти его стрелялки». Тут тоже не совсем в ребенке дело, как подсказывает мне мой скромный опыт и интуиция. Значит изначально поступление в первый класс и обучение в школе ребенку подавалось неправильно – как нечто неизбежное, с чем придется смириться. Иди, мол, в школу, потому что так надо, зато потом я тебе разрешу поиграть-погулять, съесть конфетку (нужное подчеркнуть). То есть получается, школа – это страшное место куда забирают всех детей, после которого надо обязательно «поощрить себя, раз уж я такой молодец, что выдержал целый день».
Вообще, к школе надо подготавливать заранее. И я говорю не только про формальную подготовку – чтение, письмо, счет. Но и моральную. Про школу нужно рассказывать ребенку заранее, как про невероятно интересное место, в котором ребенок будет узнавать кучу всего нового и захватывающего и каждый день будет для него увлекательным приключением. Вспомните сами, если вы, как и я, не из тех, кто в школу шел со слезами на глазах, а наоборот, с воодушевлением. Первые три класса – это была для меня настоящая сказка, каждый день что-то новое – что могло быть лучше?! Это потом уже школа стала рутиной и появились нелюбимые предметы, которые приходилось делать через не хочу. Но к тому моменты вы уже должны научить ребенка учиться. Научить учиться – это вообще отдельная тема, так что о ней сейчас не будем.
В общем, поверьте, ребенок, при правильном подходе – это существо настолько голодное до знаний, что никакие конфеты не убавят пыл. Главное, это желание знаний в нем родить. А способны на это только мама с папой. Ведь они единственный и незыблемый авторитет – все, что они говорят, для ребенка истина в последней инстанции. Но не стоит надеяться, что достаточно будет просто усадить ребенка за стол, со словами «Ну учи давай, ну это ведь интересно! Вон Пете интересно! И мне было интересно! А тебе только твои игрушки подавай!» Это всегда (!) вызывает только обратную реакцию. Подготовка здесь нужна долгая монотонная, продуманная, выверенная, схожая с манипуляцией человеческим сознанием. Нужно зародить в глубине сознания ребенка зерно, которое будет прорастать самостоятельно и даст плоды тоже самостоятельно, без вашего прямого указания. Звучит страшно и сложно, правда? А делается крайне просто: каждый день спрашиваем ребенка, что нового он сегодня узнал. Мама, мол, давно в школе училась, уже все забыла, а ведь маме тоже интересно. Расскажи, малыш, маме все секреты и тайны мироздания, чтобы мама тоже была такая же умная, как и ты. Поверьте, ребенок с радостью поделится знаниями, а заодно повторит пройденный материал. А мама в это время может спокойно готовить свои щи или делать маникюр – одно другому не мешает. Таким образом дети, видя какой неподдельный интерес к знаниям проявляют родители, сами начинают их копировать. Ну а если мама с папой последний раз в руках книжку держали еще в институте, а ребенок только и видит, что включенный круглыми сутками Дом2, то откуда ему знать, что школа – это не наказание?
Ну и не могу не поговорить о самом крупном родительском страхе, так называемой «плохой компании». Тут, конечно, все сложно, и никто не застрахован от рисков, что когда-нибудь ребенок познакомится с «классными» ребятами со двора, которые могут не просто пить и курить, но и делать более страшные вещи. Помимо того, что изначально нужно прививать ребенку правильные приоритеты, правильное понимание «крутости» и умение отсеивать ненужных людей, важно еще кое-что. Моя мама оказалась в свое время очень мудра, когда приглашала всех моих друзей к нам домой. На любой праздник и день рождения, да и просто без повода, она приглашала всех к нам, готовила всякие сладости и тортики, лимонадики и прочее. Она обсуждала со мной моих одноклассников, выслушивала все истории с интересом (даже когда ей было откровенно скучно это слушать). В итоге она знала всех, с кем я общаюсь и могла проконтролировать почти все мои действия. Но ей этого и не надо было, потому что мне самой интересно было все ей рассказать, вместе посмеяться или разделить печаль. Эти обсуждения каким-то образом сами наводили меня на мысли о том, с кем дружить хорошо, а с кем не очень. Хотя в открытую мама никогда не говорила ни про кого плохо. Она всегда спрашивала меня, как я оцениваю тот или иной поступок друга. И этого было достаточно, так как в каждом из нас есть внутренний цензор, который не дает нам скатиться в тартарары. Просто его нужно включить.
В общем, это все мои наблюдения со стороны, а не советы и не попытки навязать свои решения. Может быть, они и не актуальны вовсе, но они сложились благодаря обширному опыту общения с детьми и их родителями, и глубокому самоанализу, чем я, простите, грешу. Не сложно заметить, что все мои измышления свелись к одному банальному и изъезженному тезису – своими детьми надо заниматься. Все так говорят, но почему-то не все понимают, что это значит. Заниматься ребенком – это в первую очередь жить его жизнью, интересоваться и удивляться миру вместе с ним, говорить на его языке и прислушиваться к тому, что ему действительно нужно. Но что я говорю, все это и так прекрасно знают. Знают, а не делают )
Комментариев:9-
10.09.2016 11:37:14Дети наши надежды . -
05.04.2016 22:36:00Зачиталась. Всё это давно всем известно, но статья легко читается и заставляет задуматься. Мне, как человеку также глубоко склонному к самоанализу и маме, поспорить не с чем. -
25.12.2015 15:56:32Да воспитание детей это большой труд. детей нужно любить и все получится -
09.11.2015 17:55:10Да, судя по вашему стилю написания, диссертация вам будет точно по силам и почитать её будет интересно!:) Сугубо ваше мнение? Боитесь оказаться правой?:) А вот сугубо моё или, точнее, позаимствованное со стороны, мнение: нам нечего заимсьвовать. Причина проста, не получится медведю приделать крылья, чтобы он орлом стал, или научить его лазать в подвалах - дабы крысой:). Образование - это должно быть отражение жизни общества народа. А у каждого крупного народного объединения (или международного -славяне, тюрки, германцы...) есть свой стиль. И тот факт, что по всему миру образование проходит в одном и том же стиле, говорит об одном - мир кем-то захвачен:). России нужен единый подход. К образованию, к работе, к армии,к жизни. Это вопрос власти. Всё с головы начинается. -
09.11.2015 17:40:02Школа - это вообще отдельный вопрос, заслуживающий не статей, а диссертации целой. Если сейчас начну свое мнение про наши школы говорить, то могу и вправду диссертацией закончить) То, что творится в "развитой Европе" - это, по моему мнению, кошмар, и не дай Бог нам также. Ну это мое сугубо личное мнение. Но мы как всегда то ли в попытке сделать все наоборот, то ли в попытке позаимствовать что-то (так и не поняла, куда все эти попытки) делаем черт знает что. А могли бы кстати, кое-какие положительные моменты позаимствовать. К примеру, нацеленность образования на реальную жизнь. Но нет. Мы позаимствовали ЕГЭ. И тут мои комментарии переходят в область нецензурной лексики, поэтому с поклоном удаляюсь. -
05.11.2015 09:49:57Не все готовы быть родителями. От этого и выходит, что кроме, как криками, воспитывать они не умеют. И желательно им почаще читать такие статьи. Может что-нибудь изменится в их понимании -
04.11.2015 15:50:38Сама тоже очень вспыльчивая,но эта методика,по опыту знаю, более плодотворно влияет, чем строгость и жесткое воспитание. Все таки дети нуждаются во внимании, тем более когда есть желание познавать мир - не стоит у ребенка это отнимать своим безразличием, иначе вырастет лодырь. -
04.11.2015 02:04:49Статья поучительная. Конечно, воспитание - дело сложное. Здесь можно много спорить и ничего в конце толком не выяснить. Но читать подобные статьи родителям всё же полезно. Они наводят на размышления. -
01.11.2015 16:04:47"Все родители воспитывают детей по-разному. По-своему. И это их право, которое никто не может отнять". Вы уверены? Вон в высокоразвитой Европе с лёгкостью забирают детей у родителей при первой же жалобе со стороны первых. И ничего -все здоровые богатые, на иномарках ездят. Школа. Знаете, Карина, вы большаямолодец, раз лезете в эту тему. Вопрос воспитания есть важнейший вопрос в стране. Ведь страну люди составляют и если они так или иначе травмированы... Как вы пишите, до 3 -го класса было интересно, потом рутина? И это неспроста. Всё то, что преподают и как преподают в школе подробно просчитывается, в тч с психологической точки зрения. Школа - это тоже воспитания. Фактически, родители спихивают детей в дет сады, потом в школу, потом в вуз...Родители не воспитывают детей. Огромную часть дня дети проводят с чужими людьми, которым до этих детей дела особого нет. Почему так? Подозреваю, из-за негласного тезиса "всем надо работать". И мужчинам и женщинам. Причём с 8 и до 5, то есть все свои силы отдавать...фиг знает куда и зачем. Многие ноют по поводу работы, но, видимо, не многие задумываются. Подобная система сформировалась при СССР, хотя идея возникла куда раньше. Как может быть иначе? Не знаю, но может. Скажем, слышал, крестьяне брали с собой своих детей в поле. Вообще, быть взрослым - честь для любого ребёнка. А им в этом отказывают. Буквально, человек уже в вузе учится, а к нему на "сю сю" родители обращаются. Прчему? Потому, что образ жизни всей страны в данном негласном формате "работы для всех" ненормальный. Из-за работы родители фактически забывают о детях. Повторюсь, всё это просчитывается и не случайно. Вообще, вот, режим постоянной работы, школы, садики, это прямой путь к тому, чтобы отдать ребёнка на воспитание...на сторону. Скажем, в какую-то хорошую гос организацию...:) И пусть они из чада Человека сделают:) они ж там квалифицированные педагоги! Так может не чудить и просто сделать как в развитой Европе, а? Может оттого мы такие отсталые, так как всегда делаем не так, как они?:)
Оставить комментарий