История звука: какими были первые музыкальные инструменты в истории человечества?
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:21 января 2012
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Звук - первое доступное каждому человеку чувство. История человечества может рассматриваться как история вмешательств человеческого рода во все окружающее: сперва достижение, после осмысление и изменение. Первые примитивные звуки, которые мог издавать первобытный человек, легли в основу формирования языка коммуникации между особями.
Существовавшая ранее система жестов стала служить скорее подспорьем для нового языка звуков. Прежний язык жестов строился на предметно-указательной основе и не был способен выражать эмоции или мысли "говорящего". Появление звукового языка знаменует первый этап - достижение. Осмыслением возможностей звука и претворением этих мыслей в жизнь человечество занято и по сей день.
Свою первую прочную позицию звук занял в музыке. Хотя словом "музыка" сложно назвать то, что звучало в то время. Первая религия - анимизм, то есть вера в духов, наделяла все окружающее дикаря властью, обратно пропорциональной человеческому пониманию: если природа удара кулаком по лбу была предельна понятна и прозаична, то появление дождя, шум ветра и вспышки молнии казались пугающими воплощениями могущественных сил.
Первобытный человек старался задобрить эти силы, отвести от себя беду, а порой и добиться кооперации, помощи и благоволения от них. Звук стал ему отличным помощником. В мистических ритуалах первых шаманов звук не только приобретал сакральное значение для человека, но и становился инструментом для взаимодействия с высшими силами. Этому инструменту требовалось физическое воплощение.
Первыми музыкальными инструментами несомненно служили простые предметы - камни, палки, а первой музыкальной основой являлась ритмика. С помощью смены ритмов, их ускорением и замедлением, частотой повторения ритмического рисунка достигалось околотрансовое состояние. Эффект изменения мироощущения у участников ритуалов явился неоспоримым доказательством могущества звука как музыки. Ритм создавал проявление физической общности людей как племени, показывал их силу и единение. Отсюда берут свое начало военные марши и религиозные песнопения.
Параллельно с ритмом развивалась другая составляющая музыки - высота и длительность нот. Смысловая нагрузка ритуалов - обращения, заклинания, проклятья - производилась с помощью голоса. Пение становилось неотъемлимой частью таких собраний. Со временем появились каноны, следуя которым шаманы новых поколений проводили ритуалы максимально приближенные к тем, которым научили их пращуры. Формировалась основа для будущего ремесла, а после и искусства.
Можно с определенностью сказать, что новизна - не самое главное, что ценилось в "музыке" того времени. Требовалась эффективность. Если племя после ритуала ожидала удачная охота или победа в противостоянии с врагами, то такой ритуал считался удачным. И только шаман мог быть ответственен за исход предприятия. Мало кому захочется повесить себе на шею такой хомут, но, как видно, находились и те, кто на свой риск или случайно менял ход действий. Эффективность ритуалов закрепляла за новаторами право оставить свою лепту в истории. Провал означал запрет и наказание.
Своеобразным прорывом можно считать создание первых музыкальных инструментов. Не адаптацию предметов, а именно их создание. Первыми рукодельными инструментами считаются духовые - флейты, вырезанные из кости примерно 67 тысяч лет назад. По найденным в 1995 году остаткам костяной флейты археологи смогли заключить, что это был инструмент, позволявший извлекать 4 ноты диатонической интервальной системы.
Еще долгое время духовые инструменты оставались доминирующими в музыке, но появление технологий обработки дерева и камня, а позже и металла явило миру первые ксилофоны - ударные инструменты, на которых можно было играть по нотам. Впереди у новых инструментов было прекрасное будущее - вплоть до 14 века нашей эры они оставались самыми популярными.
Комментариев:1-
16.08.2017 15:36:10Вообще-то тактильные ощущения первее, и, даже, важнее - с них начинается общение ребенка с матерью.
Оставить комментарий