Что есть у ребенка? Каким было детство ребенка в России за последние 150 лет
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:24 ноября 2017
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Не так давно я была в нашем тольяттинском художественном музее на выставке, посвященной советскому детству, "Пионерский костер". Организаторы, конечно, постарались на славу - нам всем повязали пионерские галстуки - не так торжественно, конечно, как это было у наших родителей, но все же...
Конечно, все, что там было, было просто стилизацией. Нам показали только небольшой кусочек того волшебного пионерского детства. Для старшего поколения - прогулка в прошлое, для меня и, уж тем более, детей первого-второго класса, которые там были - открытие просто параллельной реальности. А меня это заставило задуматься - а что было в моем детстве? Или есть сейчас у них? И вообще - что есть в детстве той или иной эпохи?
Конечно, у ребенка есть только то, что дали взрослые. Та реальность, которую создали взрослые, начиная от государства и заканчивая игрушками в своей комнате. А она всегда была разной.
Начинаем, как положено, с детства дореволюционного.
Как-то мне попалась книга Е.Водовозовой "На заре жизни". Воспоминания барышни из обедневшей дворянской семьи.
Воспоминания эти имеют мало общего с романтической повестью Толстого "Детство", хотя и там, и там - семья помещика. А отец героини еще и воевал на фронтах Отечественной войны и был в Европе, где приобрел достаточно либеральные взгляды. Автор пишет о нем, как о человеке, демократически относящемся к крепостным и к собственным детям, но абсолютного атеиста - идеальный советский образ. Таким же изображает своего отца писательница Александра Бруштейн в повести "Дорога уходит в даль" (кто не читал, прочитайте). Кстати. для сведения - госпожа Водовозова тоже застала Революцию и советскую власть и тоже целиком и полностью ее приняла.
Но будем все-таки принимать то, что она пишет, за чистую правду.
Детство дворянского ребенка райским не было. Главная задача нянек и гувернеров была в том, чтобы ребенок поменьше показывался родителям на глаза. Об этом пишет и Толстой - его Николенька общается с матерью только утром, когда целует ей руку и желает доброго утра и вечером, когда она крестит его перед сном. Все остальное время значимыми для него взрослыми становятся гувернер Карл Иваныч и крепостная ключница Наталья Савишна. Никакого контакта с отцом у него и вовсе нет. А Водовозова пишет также еще и о приниженном положении детей - они были чуть выше крепостных. "Под детскую выделяли самую темную комнату, которая не годилась для взрослых", - пишет она. Из сладкого детям доставалось подпорченное варенье - то, что получше, было, видимо, для матери и гостей, то, что совсем плохое - для дворни, а чуть подпорченное - для детей. Впрочем, это можно объяснить и тем, что семья героини разорилась, а детей было много.
О жизни детей бедняков и вовсе не стоит говорить. Голод, труд с малых лет, побои и унижения подробно описали самые разные дореволюционные писатели.
Советское детство
Говоря о "советском детстве" нужно уточнять - какое именно "советское"? Советский мир тридцатых годов и шестидесятых - две ОЧЕНЬ большие разницы. Про эпоху Великой Отечественной войны, когда детям приходилось проходить все круги ада наравне со взрослыми - концлагеря, бомбежки, партизанская работа - я уж и не говорю. Да и быть ребенком в 30-ые - тоже не великая радость. Когда ночью в дверь стучат чужие люди в форме, забирают твоего отца или мать и увозят неизвестно куда..
Когда нам говорят о счастливом советском детстве имеют в виду эпоху в двадцать лет - с шестидесятых по восьмидесятые. Одна из моих университетских преподавательниц даже назвала эту эпоху "коммунизмом". Что это и был тот самый "коммунизм", который все никак построить не могли. Беззаботность, пионерлагеря, пионерские зорьки, песни у костра и та самая печеная картошка.
Но все-таки хочется добавить ложку дегтя в бочку меда.
Мне попадались статьи о советской школе. Воспоминания женщины, которая признавала - советская школа была адом для девочек. Именно для девочек. Когда учительница могла унизить тебя за то, что ты осмелилась накрасить ресницы. Конечно, школа - не место для макияжа, но у учительниц всегда было для таких девочек готовое клише - проcтитyтка. Проcтитyткой могли назвать и за двойки, и за то, что юбка ползет вверх, потому что ты из нее выросла, а брюки по форме носить нельзя. А женские туалеты, где такое понятие, как "кабинка" просто не существовало? Мелочь? Но почему такое простое явление, как поход в туалет, должно превращаться для девочки в настоящее испытание и унижение? Просто в советское время о подобных вещах никто никогда бы даже думать не стал. "Чего? Какое-такое достоинство детей?? Не, не слышали". Но что гораздо хуже - не все советские учителя были готовы мириться, что у ученика может быть свое мнение. Посмотрите фильм "Доживем до понедельника". Где девочка осмелилась в сочинении про счастье написать правду - для нее счастье это выйти замуж и родить троих детей. Для нее главное - Семья. А коллективный труд на благо страны - все-таки на втором месте. Учительница посоветовала ей взять другую тему, поскольку такое сочинение она принять не может.
Детство переломной эпохи
Как-то один из наших школьных учителей заметил: "В 90-ые заводить детей осмеливались только самые смелые люди - такие, как ваши родители". И действительно - мир рухнул, что дальше, один Бог знает, какие тут дети?? Когда даже не знаешь, чем их потом будешь кормить. Так что у тех, кто родился в эти года, двойной повод поклониться родителям. Ведь решились же!
Что создавало детство моего поколения? (уж извините, без личных воспоминаний тоже не обойдется). Диснеевские мультики, журнал "Принцесса" (для девочек, разумеется) и - надеюсь, кто-нибудь еще про это вспомнит - фишки.
Помните эту игру? Я застала ее во время начальной школы. В коридорах собиралась небольшая толпа. Шумели страшно. Игра была простая - нужно было бросить фишку так, чтобы она перевернулась. Не перевернулась - переходила к твоему сопернику. Круглые фишки из картона или пластика с покемонами, супергероями и Сейлормун переходили из рук в руки. У кого-то собирались целые пакеты.
Ну и, конечно, детство моего поколения создал "Гарри Поттер". Так что мы можем искренне сказать: "Спасибо, Джоан Роулинг, за наше счастливое детство!". Книги о Гарри Поттере - это целая Вселенная. И ее очарование не разрушит даже эта странная пьеса "Гарри Поттер и проклятое дитя", написанная даже не ею. От Джоан Роулинг было только разрешение. Зато мы с вами можем убедиться, что бывает, когда писатель прислушивается к мнению фанатов и начинает свой мир перекраивать в соответствии с желаниями публики. Хотите дочь Волан-де-морту и Беллатриссе Лейстрейдж? Да пожалуйста! В итоге получилась ерунда, и это признают все.
Наше поколение считают избалованным. И действительно - впервые за всю историю человечества ребенок стал центром! "Все лучшее детям". Так не рассуждали ни до Революции, ни в советское время. Ну, конечно, многое зависит от родителей. Их взглядов и материального достатка.
Поколение 2000-ых
Да, это те самые любители гаджетов и интернета (хотя где я этот материал буду выкладывать и где вы его будете читать?? Правильно, в интернете).
По сути разница между ними, и теми, кто был раньше, не столь велика. Они также стремятся к признанию среди сверстников и добиваются этого всеми возможными путями - к примеру, залезая на крышу и снимая все это на телефон. Теперь у них есть цифровое выражение их значимости - лайки. Значки "мне нравится".
Но давайте честно - универсальное, одно для всех детство, закончилось во времена пионерских лагерей. В наше время дети растут в совершенно разных условиях. Даже поездки в Турцию могут себе позволить не все. Вдобавок дети во все века, а сейчас, при дозволенности многообразия мнений - особенно, становятся жертвами сумасшествия родителей. Если твои родители вегетарианцы (а точнее - веганы, поскольку, на мой взгляд, вегетарианцы - это несколько другое), то тебе придется рыдать в детском саду, пока друзья едят котлеты. Причем если у ребенка будут проблемы со здоровьем, неуспеваемость в школе - родители-веганы в жизни не решат, что это связано с питанием. Нет. Эти "трупоеды" сами дураки. Если религиозные фанатики - ребенку, скорее всего, некуда от этого деться. Да и что же теперь, забирать ребенка из семьи, если родители его в церковь сводили?? В интернете ходили слухи, будто это собираются запретить - водить детей в церковь - но это не более, чем очередная интернетная "утка". Но главное, чего у советских детей точно не было - осознания, что "мой папа думает так, а папа Васи по-другому". И что бедному современному ребенку с этим делать?? Только уходить от всех этих сложностей в компьютерные игры.
То же самое с политикой. Дети дореволюционные росли, оторванные от политических реалий. Советская же власть понемногу начала вводить детей в политику - проводила специальные уроки в школе. У современных такого нет, но от политики им просто некуда деться. Личный опыт - проходила практику в частной школе. И в учебнике попалось словосочетание "ворота Киева". Нужно было составить предложение. Ученики написали: "Ворота Киева увидели майдан". Уточняю - на тот момент это был шестой класс. Однако не удивлюсь, если даже первоклассники окажутся прекрасно осведомлены о событиях в Киеве. Но и не говорить детям о политике нельзя. Значит, о cекcе можно, а о политике нельзя? Просто эту информацию надо преподносить правильно.
Комментариев:4-
28.11.2017 13:59:56Рада, что вам понравилось )) -
28.11.2017 12:39:55Очень верно написано,спасибо. -
26.11.2017 09:17:49Спасибо. Конечно, задачу я себе взяла невыполнимую - про это дипломную работу можно писать, а не то, что статью на РуАвтор. Но на самом деле сходство много. Были дети, которым не хватало родительского внимания. До революции - если родители дворяне, после - если какие-нибудь геологи и Труд на благо родины ставят превыше всего, а сейчас - если в разводе или трудоголики. Правда, теперь уже не на благо родины. Иногда на благо самого ребенка. Но пора бы родителям понять, что крутые шмотки маленькому ребенку не нужны - ему нужно родительское внимание. Да и айфон становится нужен только, когда ты видишь своих сверстников, у которых он есть. Но и то - все ведь в воспитании. Если ребенок видит, как родителям важно, чтобы был айфон последней модели (а уж если родители в числе тех, кто мерз в очереди в Москве ради нового айфона), то он и для него становится значимым. Мнение сверстников, на мой взгляд, на втором месте. Личный опыт - мне интернет понадобился не потому что, "у всех есть, а у меня нет", а из чисто практических соображений. Просто классная руководительница стала скидывать информацию через вк. А иногда и задания. И я поняла, что отмазка: "А у меня интернета нет" скоро перестанет работать. -
25.11.2017 19:50:38Отношение к хрупкому миру детства,из которого все родом и от свойств которого зависит будущее человека - очень важная проблема.Детство всегда останется таковым - со всеми присущими ему чертами - во все эпохи и при всех идеологиях.Мне кажется,всё зависит от конкретных семей,да и несколько шире - кругов,включающих школу и знакомых.Ведь во все эпохи найдутся благополучные и не- ,и если сравнивать по эпохам /исключая экстремально тяжёлые/ соотношение будет примерно одинаковым.Конечно,в целом на формирующуюся личность эпоха влияет - разница между поколениями автором прослежена тонко и верно.
Оставить комментарий