Пасха - Светлое Христово Воскресение. Светлая седмица. Что это за праздники?
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:11 июня 2012
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
В один из воскресных весенних дней, каждый год, торжественный звон церковных колоколов возвещает о наступлении главного праздника – Светлого Воскресения Христова.
Слово «Пасха» происходит от еврейского «Песах», что толкуется, как переход, перемена. Сим словом ветхозаветные иудеи обозначили праздник, введенный в память исхода их из Египта на святую «землю обетованную».
Как гласит Библия, из Египта евреев «отпустил» египетский фараон Рамзес. И каждый из племени сынов Израилевых, перед выходом должен был заколоть и целиком изжарить агнца, прихватить с собой серебряную посуду и смиренно ожидать начала похода по-дорожному одетым и с посохом в руках.
Христиане-греки же полагали, что Пасха означает переход от смерти к жизни и связывали ее с Воскресением Иисуса Христа.
Бывший в Никее в 325 году Вселенский Собор, на котором присутствовали 318 отцов Церкви, составил касательно Пасхи 20 правил. Одно из правил гласило следующее: христианская Пасха празднуется после иудейской и отмечается в первый воскресный день сразу после первого полнолуния, идущего за весенним равноденствием. Вот и получилось, что празднуется Пасха весной в период с 22 марта по 25 апреля.
На Руси празднование Пасхи началось в X веке после принятия христианства, как государственной религии. Это могло случиться и ранее, во второй половине IX века, после крещения киевских правителей Аскольда и Дира, но лукавые греки требовали чрезмерно многого, а главное – беспрекословного подчинения не только патриарху Царьграда, но и византийскому императору, что означало бы совершенную потерю самостоятельности Руси.
Ночь перед Пасхой – этот день зовется Великая Суббота – была весьма впечатляющим зрелищем. Во всех российских городах, начиная с конца X века и вплоть до двух первых десятилетий века XX, толпы людей заполняли храмы и улицы возле них, ожидая крестного хода. В главном соборном храме города раздавался первый благовест самого большого колокола, который тут же мелодично подхватывали колокола всех прочих соборов и церквей. Православный люд осенял себя крестным знамением, после чего зажигались свечи, что люди держали в руках. Степенно восходили архиереи и просто иереи в праздничном светлом одеянии, с иконами, хоругвями и крестами.
– Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити! – затягивал церковный хор, и начинался крестный ход.
А потом горожане и пришлые на праздник богомольцы из пригородных сел, слобод, деревень и починков занимали вершины холмов, взбирались на крыши домов и колокольни и обращали свои взоры на восток, ожидая увидеть солнечный восход. Считалось – да так оно и было, – что на Пасху утренняя заря случается ярче и краше, чем в рядовые дни.
А затем начиналась Святая неделя (Светлая седмица) – семидневные пасхальные каникулы-вакации. Никто не работал: праздновали, гуляли, ходили в гости. В эти каникулы официально дозволялось делать вино, варить пиво и медовуху, и в городских посадах стоял такой дух, что запросто мог свалить с ног иного заезжего иноземца.
На базарных площадях и главных торговых улицах городов выставлялись котлы, бочонки и огромные мисы с яйцами, сваренными вкрутую и окрашенными в красный, желтый, зеленый, синий и прочие цвета. Покупались они почти каждым прохожим, но не для себя, а для знакомых и даже вовсе незнакомых.
– Христос Воскресе! – говорил один при встрече.
– Воистину Воскресе! – отвечал другой, после чего одаривали друг друга яйцами и целовались (христосовались): богатые с бедными, дворяне с крестьянами и мещанами, господа со слугами, мужчины с женщинами. И не брезговал поцелуем владелец лучших в городе хором воевода и боярин князь Голицын с каким-нибудь крестьянином пригородного села Ивашкой Косым, у которого из всего имущества, движимого и недвижимого, только посконная рубаха да порты. Да и как тут побрезговать: за обиду сочтут и несоблюдение обычаев, а местный архиерей, глядишь, и руки боярину-князю опосля не подаст, так-то вот.
А уж как удивлялись сему обыкновению иноземные гости – и сказу про то нет. Хотя и стукали себя кулачками в хилые груди, заявляя, что у них-де, в отличие от «варварской» России, братство, равенство и свобода.
Сейчас тоже целуются на Пасху, да не все. А вот дарение крашеных яиц, что было заведено еще Марией Магдалиной, первой увидевшей воскресшего Христа, сохранилось. И пусть оно так и дальше будет...
Оставить комментарий