О братьях наших меньших...
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:23 октября 2017
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
С крылатой строки поэта Есенина мы стали снисходительно именовать не считающихся разумными живых существ своими меньшими братьями... Кажется, есть в этом какой-то снобизм, но для homo sapiens-а, жестоко возвысившегося над зверушками, и это, уступчивое, - уже хорошо.
Человек, поставивший "во главу угла" себя как такового, и усомниться не может в своей первостепенности в мире; себя он сделал "с лёгкой руки" Канта "мерой всех вещей"; слово "гуманизм" предполагает трепетно-уважительное отношение человеческого субъекта главным образом к человеческому же объекту - не до животных было, когда утверждалась гуманистическая мысль,желая одолеть царившее на Земле варварство. Великим достижением было принести в жертву богу барашка вместо младенца - людей ведь практиковалось отправлять на жертвенное заклание до того! Мы привыкли, что мир - для человека (как же иначе?); ведь человек утвердился на Земле в жестокой борьбе с природой (по жестокости, впрочем, сравнимой с борьбой людей друг против друга, что "все люди - братья" тоже ведь не сразу запели, какие там к чёрту братья...).
Между прочим, и здесь правил нет без исключений, и мир имеет несколько в тени для нас остающийся опыт. В древней Индии иногда целые деревни умирали с голоду из-за того,что люди отказывались возделывать поля... щадя насекомых, которые неизбежно погибают при их возделывании. Да, зарождавшийся индуизм в утверждении гуманистической (!) мысли доходил и до такого нонсенса, как сейчас бы сказали (всё-таки человеческие-то жизни ценнее жизни насекомых...). Преклонение перед животными и наделение их качествами священных унаследовали некоторые восточные религии: ещё в древнем Египте поклонялись крокодилам, а в Индии корова до сих пор имеет священный статус - впрочем, это несколько другая история.
Для нас же актуальна всё-таки практика европейской цивилизации. Итак, первый прорывной, знаковый шаг человека в мире - утверждение себя над миром природы - себя как такового. Вначале он должен был обеспечить себе возможность незыблемого существования - отогнав от себя зверей огнём и камнем,напитавшись их мясом,согревшись в их шкурах. Лишь несколько позднее он заметил, что с некоторыми из них можно установить взаимоотношения - подкармливая у своего жилища псовых, их оказалось возможно приспособить его охранять; держа вблизи себя прежний объект охоты - копытных - их оказалось возможно использовать как свой собственный, постоянный источник продукта... Впрочем, отношение к прирученным зверям оставалось гуманизму не причастное - как к "собаке" и "скотине"... Знаете, как в Средневековье кузнецы выполняли цементацию оружейной стали? Уже готовый раскалённый клинок вонзали в тело свиньи... Конечно, никому в голову не приходило, каково свинье - она же специально на мясо колоть предназначается, какие тут сантименты. Животных древний человек приручил не из желания иметь друзей в их лице, а из практических соображений. Вол, осёл и лошадь впряглись в плуг и телегу; лошадь, "обретя" седло, подковы и даже защитные доспехи поскакала по бранному полю, став чем-то подобным боевой машине... Копытные стали неизменным подручным источником мяса, а у одного известного вида под продовольственные задачи даже специфически перестроилась физиология - молочные железы стали работать постоянно, обеспечивая человека благодатным напитком. Собака... Отношение к ней до нового времени было... как к таковой, - немного лучше, чем к волку. Однако именно это существо стало проявлять глубокую привязанность к человеку.
Уже новое время отметилось жуткими медицинскими опытами над животными, над собаками, уже имевшими статус "друга человека" в том числе... Космическая эра открылась отправленной на орбиту Лайкой на спутнике без тормозного двигателя, - обречённой на страшную смерть от удушья и жары в плотных слоях атмосферы (хоть бы удосужились сделать в капсуле клапан сброса воздуха, чтобы животное умерло мгновенно от перепада давления!). Примеров жестокой эксплуатации животных можно приводить несметное число...
В библейской "глобальной истории" животные упоминаются как божьи твари, созданные на одном из этапов сотворения мира и разделённые на "скотов" - млекопитающих и "гадов" - пресмыкающихся, видимо (неизменна улыбка на лице современного человека, воспринимающего эту терминологию). Да, о том, что 250 миллионов лет назад в Юрский период Мезозоя планета безраздельно принадлежала могучим "гадам" - библейские авторы не знали... Но то, что животные появились на Земле раньше человека, отмечено верно. В дальнейшем для культуры было характерно контрастное противопоставление человека как наделённого душой животному миру. С точки зрения христианства, например, животные душой не обладают. А вот мусульманство, между прочим, в животных душу признаёт ("Это им не мешает резать баранов! - не преминёт заметить злой язык: ерунда, христианам чёткое представление о душе не мешало сжигать на кострах еретиков). Индуизм и брахманизм также признают наличие у животных души, ну а буддизм... видит душу вообще во всём (в академической философии это называется гилозоизмом и, как правило, отрицается...).
И вот - насчёт разумности... Мы, узурпировав это качество, теперь ищем себе братьев по разуму в неодолимых пространствах Вселенной, готовые обманываться любым сигналом - скорее всего, неодушевлённого происхождения. А может быть братья по разуму - они здесь, рядом с нами? До становления homo sapiens-а в принятом среди палеонтологов представлении, на Земле обитало два вида разумных существ - неандерталец и кроманьонец. Первый, имевший, между прочим, более обширную лобовую область и способный к довольно сложным трудовым действиям, не мог создавать сообщества взаимодействующих особей. Второй, ставший таковые создавать, взял над ним верх и в конце концов полностью уничтожил. Так победил вид разумных существ, впоследствии объявивший себя единственным среди таковых...
Сейчас много говорится о проявлении разумности среди животных. Сразу хочется начать с собственного опыта общения с животными, который отказать им в интеллекте (!) никак не позволяет. Вот бегает мой кот по улице, - я, стоя на балконе, машу рукой - ну, жест "сюда, сюда!" - и он, на миг подняв вверх морду, стремглав разворачивается и бежит в подъезд! Кот понимает язык жестов, которому его, между прочим, никто не учил! Однажды я закрыл в комнате собаку, чтобы она не беспокоила собравшихся гостей. Собака скулила, на неё никто не обращал внимания. И тогда кот, которому, видимо, надоело это безобразие, подскочил к двери, открыл её, дёрнув за ручку лапой (!) и выпустил собаку из комнаты. Скажи после этого, что животные не думают! Да, зоологи всерьёз обсуждают вопрос - почему дельфины не создали своей цивилизации? Слишком многое свидетельствует об их разумности - даром, что природа не наделила их органами, позволяющими выполнять трудовые операции и изготовлять орудия труда. Ведь разум - там, под черепной коробкой (или чем-то, ей аналогичным), в таинственной нейронной ткани, которую уму человеческому ещё изучать и изучать!
Человек - наверное, реализуя своё подспудное желание, - смотрит на глобальный филогенез так: природа создала живых существ, чтобы они, совершенствуясь, однажды породили Его - наделённого уникальным, ему только присущим Разумом; он - венец творения, для него и вокруг него всё... Гуманизм, который в терминологическом смысле ассоциируется с эпохой Возрождения, предполагает апологетику Человека с его возможностями, действительно несравнимыми ни с чьими ещё... Но... Наши представления о мире эволюционируют, и о разуме, определении его и его места - тоже. Например, до появления современных представлений о нервной деятельности считалось, что рыба не чувствует боли, поскольку у неё холодная кровь - теперь знаем, что это чушь. Считалось, что у млекопитающих (кроме человека) - только развитая система рефлексов, теперь проявление мыслительной деятельности у них для нас очевидно...
Вот мы говорим - "меньшие братья". А ведь с тех пор, как некогда на увлажнённом участке земли таинственным образом образовалась загадочная молекула РНК, запустившая механизм обмена веществ, до появления человека прошли сотни миллионов лет, миллионы видов существ осваивали нашу (свою!) Землю, утверждаясь, борясь за существование (как учил Дарвин), хозяйничая на планете и создавая её живую, что называется, оболочку. Они - древнее, историчнее нас, хотя мы и присвоили себе понятие истории... Да, в естественном отборе побеждает сильнейший. То, что на Земле таковым стал семимильными шагами развившийся homo sapiens - бесспорно. Теперь никто не покушается на его безраздельную власть, если не считать иногда случающихся напоминаний о своей силе хозяев тайги и джунглей - это так, сбои системы... Но вот - так ли уж безусловно это право на безраздельную власть?
Человек контролирует каждый участок суши, все участки океана - у него везде свои, юридически оформленные интересы. Животных он может убивать в неограниченных количествах, если тому не мешают им же придуманные законы, может хватать их, доставлять в свои мегаполисы и держать там взаперти, чтобы для потехи на них смотреть, может ставить на них жуткие опыты, всячески надругаясь над природой...
Мир - для людей... Да, но ведь он населён и другими несущими в себе Жизнь существами. Человек возвысился над ними, возможно, благодаря некоей счастливой случайности.Так не пора ли задуматься о том, чтобы делить с ними отведённое Природой жизненное пространство по возможности равномерно и справедливо?
Комментариев:10-
07.11.2017 15:21:18Все и вся во вселенной под роковым вопросом -
24.10.2017 17:48:39Конечно,насчёт и творения Божьего,и вершины его - всё это под роковым,так сказать,вопросом.Одному нужно следовать: ничего не преувеличивать и не возводить в абсолют.Совершенно согласен: главная проблема для человека - он сам. -
24.10.2017 17:16:40Человек больше Природы, так как он разумен и словесен. Природа безумна. Слаженность природы не от природы. Жестокрсть к животным от жестокости к себе самим, которая идёт от не верной оценки человека. Человек - вершина творения Божьего. -
24.10.2017 16:36:41Насчёт места человека можно бы так резюмировать: для всякого субъекта нет ничего важнее его самого,и поэтому ставить ему себя выше всего более чем естественно,противоестественно этому сопротивляться.Но на то он и высшее существо,чтобы оценивающе взглянуть вокруг,рядом с собой - а другие существа...как с ними быть? Ведь период,когда человеку нужно было подниматься над остальными тварями,всячески их подавляя,прошёл - теперь он может пользоваться лучшим правом сильного - великодушием.А насчёт того,песчинка человек или великая сила - Природа/Бог,кому как нравится/ мудро оставила открытым вопрос... -
24.10.2017 16:12:13Сегодня человек может быть Богом, а завтра, может так случиться, стать ни кем -
24.10.2017 09:18:00Я больше согласна с Аленой. Человек - лишь песчинка, что бы он там о себе не воображал. Одно маленькое уточнение - человек считает себя богом на Земле только потому, что некому ему возразить! -
23.10.2017 22:04:52Особо сопротивляющимся пора бы уже признать очевидное... Мда. Нет на Земле ничего важнее человека, все прочее - шелуха, по сравнению с ним. И пройдя столько испытаний, пора бы уже это понять :) -
23.10.2017 15:41:23Природа не раз доказала, что человек - лишь песчинка. Наводнения, ураганы, землетрясения унесли столько человеческих жизней, что особо сопротивляющимся пора бы уже признать очевидное. А что касается животных, то мы в ответе за тех, кого приручили. Домашние животные и те, кто с рождения находится под опекой человека, не выживут в условиях дикой природы. -
23.10.2017 15:00:14Большое спасибо автору за статью! Поставила "плюс" рейтингу. Согласна совершенно! Но, к сожалению, вряд ли возможна дружба между людьми и животными. Натуральные меха можно заменить на искусственные, но нам все равно нужно есть мясо (что бы ни говорили вегетерианцы). Просто голову включать надо. Планета у нас с ними одна. -
23.10.2017 14:58:34разумные размышления о братьях наших меньших
Оставить комментарий