Каково происхождение (этимология) и значение имени Маргарита (Маргарет)?
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:11 марта 2012
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Красивое женское имя Маргарита… с этимологией его как будто всё ясно: оно пришло из Древней Греции и напрямую связано с богиней Афродитой. Эта прекрасная богиня, как известно, родилась из пены морской, а потому покровительствовала не только влюблённым, но и морякам – и они приносили в её святилища «дары моря»: перламутровые раковины и жемчуг – «маргаритос» по-гречески, потому-то слово Маргаритос было одним из эпитетов богини любви и красоты.
Неудивительно, что название драгоценного камня стало женским именем – недаром поэты людили сравнивать женскую красоту с «драгоценным перлом»:
Жемчужина как милость княжья,
Была мила мне; я же о ней
Скажу, что нет на востоке даже
Златой оправы, чтобы ценней,
Ни перла, чтобы светлей и глаже...
- пишет средневековый английский поэт, оплакивая смерть любимой дочери Маргарет.
Можно ли дать такое имя при крещении в Православной церкви? До недавнего времени можно было с уверенностью сказать: нельзя. Женщин и девочек, носящих такое имя в миру, крестили другим именем – Марина. Почему именно Марина?
В IV в. жила в Малой Азии, в городе Антиохии жила девушка Марина. Есть некоторая неясность – то ли её прозвали Жемчужиной (Маргаритой) за её красоту и непорочность, то ли она изначально носила двойное имя – Марина Маргарита («морская жемчужина») – но так или иначе, Маргаритой она тоже звалась. Отец её был языческим жрецом, но девушка веры отца не унаследовала: кормилица, воспитывавшая девочку после смерти матери, рассказала ей о Христе…
Однажды, когда юной христианке было 15 лет, её случайно увидел Олимврий – правитель провинции, объезжавший окрестности с целью розыска христиан. Девушка приглянулась Олимврию, и он решил её заполучить: либо в наложницы (если она рабыня), либо в жёны (если она дочь свободного человека). Рабыней Марина не была – а наоборот, была дочерью богатого и уважаемого человека, так что Олимврию, когда её к нему приводят, ничего не остаётся, кроме как «предложить руку и сердце». Но девушка прямо заявляет, что ей не нужно никого, кроме «Небесного Жениха» – Христа… Гневу правителя не было предела – мало того, что отказала (он к отказам женщин не привык!), так ещё и оказалась «идеологическим врагом»… На ближайшем публичном судилище над христианами Марину допрашивают и пытают первой.
Но пытки – это было ещё не всё. Христианин Феотим, навестивший девушку в тюрьме в ночь перед казнью, поведал о ещё более серьёзном испытании, через которое приходится пройти святой: ей является демон в образе огнедышащего дракона, приводимого в бешенство её молитвами. Марина приходит в ужас – но ненадолго: она осеняет себя крестным знамением – и чудовище падает мёртвым. И в этот момент она видит самого дьявола – чёрного, как ночь, который… просит пощады. Оказывается, не так уж слаб человек!
Но Марина слишком хорошо знает, что врагу рода человеческого верить нельзя: она наносит ему удар медным молотом, чудесным образом появившимся в темнице, и повергает наземь, попирая ногой. И тогда её раны, нанесённые во время пытки, чудесным образом исцеляются, возникает сияющее видение – крест и белоснежный голубь над ним – и голос свыше повелевает связать сатану навеки. «Ступай в адскую бездну до Страшного Суда, пока не дашь ответ за души, которые ты погубил», – говорит юная христианка – и демона поглощает бездна. Оказывается, не так уж много надо, чтобы быть сильнее не только людей, но и «надчеловеческих существ» – достаточно просто верить… но многим ли по силам такая вера? И, наверное, человеку, победившему в такой битве, казнь была уже не страшна.
Даже во время казни Марины чудеса продолжаются: над головой святой снова возникает сияющее видение креста – и многие люди, видевшие это, уверовали, и даже палач не решается нанести удар – но святая сама приказывает ему это сделать.
Вот таким был подвиг святой Марины-Маргариты, «крещёной кровью» (ведь принять крещение она так и не успела – нелегко было найти священника во время гонений на христиан). И вот, сложилось так, что на Западе её именовали Маргаритой, а у нас – Мариной. Поэтому у католиков можно было при крещении получить имя Маргарита (и немало появилось других святых с этим именем – но все они с Запада (Франция, Италия, Англия, Венгрия) и канонизированы после раскола Церкви на православие и католицизм, так что Православной церковью они не почитаются), у нас же имя Маргарита долгое время оставалось чисто мирским.
Но в 2000 г. ситуация изменилась: были канонизированы две наши соотечественницы, носившее это имя (примечательно, что обе были монахинями… право же, не берусь говорить, почему при пострижении в монахини они получили нецерковное по тем временам имя Маргарита – но это уже детали).
Одна из них – Маргарита Гунаронуло, игуменья Мензелинского Пророко-Ильинского женского монастыря Уфимской губернии, расстрелянная большевиками в 1918 г. на паперти монастырского храма. В отношении причин расстрела свидетельства очевидцев расходятся: то ли матушка пыталась защитить от расправы раненых белых офицеров, укрывшихся в монастыре, то ли порывалась воспрепятствовать актам вандализма в храме, то ли её – как многих деятелей Церкви – «автоматически» заподозрили в контрреволюционной деятельности… а возможно, имело место и то, и другое, и третье. День памяти этой святой – 9/22 августа. Другая новомученица – монахиня Маргарита Закачурина, расстреляна в 1937 г. (день памяти – 2/15 декабря).
Из литературных героинь с таким именем наиболее известны три, чей нравственный облик никак нельзя назвать безупречным – тем не менее, не сочувствовать им невозможно: возлюбленная заглавного героя «Фауста» И.В.Гёте, Маргарита Готье – воспетая Александром Дюма-сыном «дама с камелиями», в реальности известная как Мари де Плюсси – «святая, которую случай сделал куртизанкой, и куртизанка, которую случай мог бы сделать святой», и наконец – булгаковская Маргарита.
Немало Маргарит и среди знаменитостей – и у нас, и в других странах: знаменитая актриса Маргарита Терехова (графиня Диана в «Собаке на сене», Миледи в «Трёх мушкетёрах», Мария в «Зеркале» – и множество других ролей); артистка цирка Маргарита Назарова, знакомая всем нам по фильму «Полосатый рейс»; Маргарита Наваррская – королева Наварры, жившая в эпоху Возрождения и проявившая себя как талантливая писательница; радиохимик Маргарита Пере, открывшая химический элемент, названный в честь её родной страны – францием; и, конечно, «железная леди» английской политики – Маргарет Тэтчер…
Как видим, женщин, носивших такое имя, было и есть много – и каждая Маргарита вольна сама решать, на кого из них походить!
Оставить комментарий