Кто такие атеисты? Почему люди не верят в Бога?

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А

Слово «атеист» в переводе с греческого буквально означает «безбожник». Иным словами, это человек, обходящийся без Бога – как правило, потому, что существование Его для таких людей либо неочевидно, либо вообще отрицается ими. В широком смысле атеизмом называется отрицание нематериальной стороны бытия вообще (включая душу, загробную жизнь и т.п. – словом, всего того, что нельзя увидеть, услышать, потрогать или зафиксировать приборами).

Не так давно существовал (а для многих существует и поныне) такой штамп: противопоставление «дикого» и «тёмного» религиозного прошлого человечества «цивилизованному» и «просвещённому» настоящему, где отдельные «экземпляры» верующих представляются последними тенями «проклятого прошлого» – которые, несомненно, исчезнут в «светлом будущем». Достаточно даже беглого взгляда на историю человеческой мысли, чтобы убедиться, что это не так.

Атеизм существовал всегда. Вряд ли мы ошибёмся, предположив, что он родился вместе с религией – а она родилась вместе с человечеством, породив попутно искусство. Наверняка даже среди первобытных охотников всегда находился какой-нибудь «нигилист», который задумывался, действительно ли шаман может помочь ему загнать оленя, ударяя копьём по изображению зверя? Нетрудно представить себе, как возмущался такой человек, видя, как его соплеменники теряют время и силы, совершенно бессмысленно расписывая стены пещеры – вместо того, чтобы заняться чем-то более полезным (и окажись такие скептики в большинстве – сегодня нельзя было бы любоваться наскальной живописью, которая столько рассказала учёным).

Но если о размышлениях пещерных людей мы можем только догадываться, то великие цивилизации Древнего мира оставили нам письменные свидетельства. Так, например, древнеегипетская «Песнь арфиста» советует «по полной программе» наслаждаться земными радостями – ведь из загробного мира никто не возвращался, и никому неизвестно, что будет там – и будет ли вообще… по тем временам мысли весьма смелые!

Но «первым атеистом» называют древнегреческого поэта Диагора, откровенно отрицавшего существование богов. Рассказывают, что друг пытался переубедить его, указывая на многочисленные изображения людей, попавших в шторм – и спасшихся благодаря принесённым богам клятвам, но поэт потребовал показать изображения тех, кто дал клятву – и погиб в море. Атеистами были античные философы-материалисты (например, Демокрит)…

В Средние века и даже в эпоху Возрождения атеизма «в чистом виде» мы пожалуй что и не найдём. Даже те, кого сжигали инквизиторы, атеистами не были – в вину им вменялось либо неправильное истолкование Священного Писания, либо – позднее – колдовство. Многочисленные вольнодумцы тех времён критиковали католическую церковь, алчность пап, духовенство, погрязшее в пороках – но не идею Бога как таковую (она так или иначе присутствует – даже если отличается от представлений господствующей религии).

Такие взгляды мы можем наблюдать в философии Нового Времени: Поль Анри Тири (нем. - Пауль Генрих Дитрих) Гольбах, Томас Гоббс… словом, атеистических и даже материалистических взглядов придерживаются многие мыслители этой эпохи – но не все. На «противоположной стороне» не какие-нибудь мракобесы, а великие учёные и мыслители: сэр Исаак Ньютон, хоть и отрицал троичность Бога, хоть и отождествлял католическую церковь с «вавилонской блудницей» Апокалипсиса – однако же в одном из главных своих научных трудов – «Математических началах натуральной философии» – пишет: «Рассуждение о Боге на основании совершающихся явлений, конечно, относится к предмету натуральной философии»; Блез Паскаль проявил себя не только как выдающийся математик, но и как религиозный мыслитель, а Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) – тот самый Вольтер, чьё имя стало синонимом вольнодумства – утверждал, что «если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать».

Атеизм завоёвывает позиции во второй половине XIX века «под знаменем» строгого научного материализма. Наиболее выразительно иллюстрирует такую ситуацию эпизод, имевший место несколько раньше – во времена Наполеона. Этот исторический деятель, обожавший произносить исторические фразы, как-то спросил П.Лапласа (Пьер Симон), где же в его космогонии Бог – и учёный ответил: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе». Наука раскрывала всё новые тайны природы, всё новые «механизмы бытия», для объяснения которых идея Бога действительно была не нужна. С другой стороны, успехи науки создавали впечатление безграничных возможностей рационального познания мира, а раз Бог ему не поддаётся – значит…

Наиболее последовательными атеистами можно считать марксистов, объявивших религию порождением страха смерти и бессилия человека перед силами природы – и «опиумом народа», препятствующим классовой борьбе.

Век XX демонстрирует нам в области атеизма сразу несколько тенденций. В философии – продолжение научного рационализма века XIX, среди простых смертных – нечто вроде «идейной аморфности», и наконец – активная борьба с религией на государственном уровне вплоть до репрессий. И речь идёт отнюдь не только о Советском Союзе. Так, албанская Конституция, принятая в 1976 году, провозгласила, что «Государство не признает никакой религии и поддерживает атеистическую пропаганду c целью насаждения в народе научного материалистического мировоззрения» – и осуществление религиозных обрядов стало в этой стране уголовным преступлением. «Красные кхмеры» в 1975-1979 гг. тоже объявили Демократическую Кампучию атеистическим государством – и за эти годы за религиозные убеждения было убито 180 тысяч человек – не щадили ни буддистов, ни христиан, ни мусульман.

Сегодня такая «атеистическая инквизиция» осталось в прошлом – хотелось бы верить, что навсегда. Что же касается «идеологического фронта», то и тут к концу XX века наметился перелом: родилось понимание (правда, не всеми разделяемое), что религию и науку нельзя противопоставлять – наука исследует природу, Бог же не принадлежит природе, следовательно, научному исследованию недоступен. Наука и религия, таким образом, представляют собой разные способы познания мира, и противопоставлять их – всё равно что противопоставлять науку и искусство (последнее ведь тоже не устанавливает объективных фактов и не опирается на эксперимент!).

Но спустимся из этих философских высей на землю – и посмотрим, каких именно атеистов мы с вами можем встретить сегодня (сразу оговорюсь: в этой «классификации» я опираюсь исключительно на свой жизненный опыт – и потому она не претендует на исчерпывающую полноту, а названия «категорий» будут весьма условными).

Во-первых, «скептики». Это «прямые потомки» учёных-материалистов XIX века – как правило, либо тоже люди науки, либо просто образованные и мыслящие люди, привыкшие проверять всё на свете разумом – и не находящие доказательств бытия Бога (к слову, многие учёные их находят – как например Дж.Коллинз, участник программы «Геном человека»). Это люди действительно разумные, владеющие типично научным искусством вежливой дискуссии – и подискутировать с ними стоит (узнаете много интересного, что только укрепит вашу веру).

На другом полюсе находятся атеисты агрессивные. Их узнать легко: они говорят «РПЦ» вместо Русская Православная Церковь, «попы» вместо «священники», какие ещё слова эти люди употребляют в адрес верующих и священнослужителей – мы цитировать не станем по цензурным соображениям. Пожалуй, этими людьми можно было бы восхищаться, если бы за такие речи грозили пытки и костёр – но им, как показывает практика, редко грозят даже какие-либо санкции со стороны модераторов всякого рода блогов и форумов (и они прекрасно это знают). Трудно понять, чем вызвана их ненависть – но она поистине бьёт через край: верующие оскорбляют их самим фактом своего существования (часть этих людей – старые коммунисты, воспитанные в сталинские времена, но представителей молодого поколения не меньше). Они кричат о «религиозной цензуре», когда где-то пресекаются оскорбления в адрес той или иной религии – и требуют цензуры антирелигиозной, когда представитель церкви публично высказывает своё мнение (фактически – требуют поражения священнослужителей в правах путём лишения их права на свободу слова). Они заявляют, что их «оскорбляют религиозные высказывания на форумах» – не отказывая себе в праве на высказывания антирелигиозные. Они кричат, что нельзя «навязывать ребёнку религиозные убеждения» – как-то забывая (или делая вид, что не понимают), что изоляция ребёнка от религиозных идей есть не что иное, как навязывание убеждений атеистических… Дискутировать с этими людьми не советую: у агрессивных атеистов «старой закалки» все аргументы сводятся, как правило, к одному: «Мы войну пережили!» – что означает «Поэтому вы не имеете права мне возражать». От более молодых вы не услышите ничего, кроме хамства – а если в конце концов не выдержите и ответите – они примутся кричать, что христиане не выполняют собственных заповедей о любви к ближнему и долготерпении.

И наконец, третья распространённая категория – «стихийные» атеисты. Эти люди не отрицают Бога активно – они просто не задумываются о Нём. Как правило, это объясняется тем, что их этому никто никогда не учил – но их сознание не tabula rasa, которую надо только заполнить – это система взглядов, сформированная без веры, и места ей там нет – потому веры эти люди боятся и сопротивляются ей. При этом иногда возникает весьма причудливый образ мысли: «Наверное, есть какой-то Высший Разум – но это не Бог, нет!», или даже ещё более странно  – "Бог есть, но не такой, о каком говорит Церковь" (какой именно  – допытываться бесполезно: обычно человек сам этого объяснить не может). Вступать с такими людьми в дискуссию следует только тогда, когда вы абсолютно уверены в своих силах – и в способности убеждать, иначе можете напугать их и окончательно оттолкнуть от веры, которая их так пугает.

Но следует упомянуть ещё об одной – весьма странной – категории безбожников… их нельзя назвать атеистами как таковыми, поскольку существование Бога они признают – но не хотят иметь с Ним ничего общего. Как правило, это люди, обиженные на Бога – причём это никак не соотносится ни с социальной категорией, ни с уровнем образования. Простая деревенская старушка выбросила из дома все иконы и перестала ходить в церковь, когда нелепо погиб её единственный сын. Великого Чарльза Дарвина отвратила от веры отнюдь не наука, а смерть дочери… Впрочем, личное горе не обязательно – иногда достаточно общего недовольства окружающим миром. Дискутировать с такими людьми достаточно сложно: они, как правило, обижены не только на Бога, но и на весь мир – а значит, на вас… в любом случае, общение с таким «атеистом» потребует исключительного такта.

Комментариев:
1

  • 11.01.2015 14:24:18
    Может вопитание к примеру, в СССР вопитывали атеизм и теперь трудно человеку поверить в Богу.

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
2 Elro
2 Lykov
1 Alinka
1 Devatyh
1 Hironom
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики