Что такое скрипка? Что такое виела (виола)? Немного истории о скрипке и виеле...
-
Рубрика:
-
Автор:
-
Дата:27 февраля 2012
-
Рейтинг:Размер шрифта:
- А
- А
- А
Что такое скрипка – известно всем… даже тот, кто в школе прогуливал уроки музыки и не помнит, когда последний раз был в концертном зале, хотя бы раз видел (по крайней мере, издалека) и слышал этот «поющий» инструмент с корпусом изящной формы. Скрипку часто сравнивают с человеческим голосом. Её способность «петь» объясняется тем, что звук на ней извлекается не пальцем или плектром (медиатором), ударяющим по струне – а скользящим по ней смычком, который «тянет» струну.
Сегодня скрипка – истинная «королева» академической музыки, но она была таковой не всегда…
Но для начала проследим «родословную» нашей героини. Предков у неё много – ведь человечество давно оценило такой способ звукоизвлечения (наряду с ударом по струне) и изобрело немало струнно-смычковых инструментов: у арабов возник ребаб, у англичан – рота, в Испании – фидель... существовали в Средние века и другие смычковые инструменты (например, ребек) – их и сейчас можно услышать в ансамблях средневековой музыки, а кое-где они ещё сохранилсь в качестве народных… да, хоть это и не очевидно для многих – при своём рождении все музыкальные инструменты были народными!
И как эволюция человека породила в конечном итоге один вид – Homo Sapiens – так и эволюция смычковых инструментов привела к появлению инструмента, который завоевал всеобщую любовь и музыкантов, и средневековой публики. Это была виела – любимый инструмент трубадуров и миннезингеров (название это переводится как «фиалка» – видимо, форма корпуса напоминала людям Средневековья этот цветок).
Из всех, что я досель слыхал,
Достойна виела лишь похвал, –так говорит о ней немецкий поэт Ульрих Эшенбах.
Но развитие не останавливается никогда – и порождает нечто принципиально новое, и к XV веку эволюция виелы породила два новых инструмента. А дальше – как в сказке: жили-были две сестры, одна богатая, другая – бедная… Один из потомков виелы – «аристократка» виола, услаждающая слух благородных сословий, другой – скрипка, инструмент бродячих музыкантов, деревенских праздников – словом, «низших слоёв». Разница находит даже выражение в языке: французское выражение «sentir le violon» обозначало крайнюю бедность, а английское слово fiddle (изначально обозначавшее скрипку) до сих пор означает «вздор, чепуха», и даже… «мошенничество, надувательство».
Яснее всего разницу между виолой и скрипкой выразил в 1656 г. один французский музыкант: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время… другой вид именуется скрипкой… встречаешь мало людей, кои ею пользуются…». Нетрудно заметить, что здесь подчёркивается пренебрежительное, чуть ли не враждебное отношение к скрипке… откуда оно? Обычно такое резкое неприятие встречает то, что наступает, грозя смести традиции…
Да, действительно – в XVII в. виола начинает сдаваться под натиском скрипки. Связано это с тем, что изменяются традиции музицирования – и виола с её мягким, приглушённым звуком, идеальным для домашнего музицирования в узком кругу избранных ценителей искусства (не случайно она был «дворянским инструментом) оказывается не вполне пригодной для концертных залов. Иное дело – скрипка, которая «жила» под открытым небом на площадях и улицах!
Борьба, растянувшаяся на XVII-XVIII вв., была долгой – и имела явный социальный аспект… неудивительно, если вспомнить, что это было время буржуазных революций, расшатывавших сословную систему, и социальные катаклизмы, сотрясавшее общество, распространялись и на музыку. «Монархи и князья Франции, — писал в 1740 г. Ю.Ле-Блан, — судили справедливо в пользу виолы, предоставляя ей место… возле своей августейшей особы, между тем как скрипку они оставляли до сих пор в вестибюле или высылали на лестницу, место кошачьих любовных сцен». Впрочем, мы-то знаем, что годы французских монархов были сочтены… как и виолы.
Тем более, что и у скрипки были свои «рыцари» – например, итальянский композитор Антонио Вивальди. Этот «рыжий поп», как его презрительно именовали современники, запросто мог покинуть богослужение, если в голову ему приходила новая мелодия (за что даже привлекался к суду Инквизиции) написал 253 концерта для скрипки с оркестром; пожалуй, самый известный из них – цикл из четырёх концертов под названием «Четыре времени года». Но и другие концерты А.Вивальди современные музыканты не забывают: одни из них доступны лишь виртуозам, другие – даже школьникам (поистине, ни одни юный скрипач не выучился без концертов А.Вивальди).
Тогда же – на протяжении XVII-XVIII вв. – жили и творили скрипичные мастера, чьё искусство до сих пор остаётся непревзойдённым: Николо Амати, его ученик Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу. Все они жили в городе Кремоне. Что только не говорят об этих мастерах! Что изумительный звук их скрипок объясняется тем, что дерево в Кремону сплавлялось по воде, в нём заводился некий грибок – и в дереве образовывались мелкие полости, «работавшие» дополнительным резонатором; что они знали секрет какого-то необычного лака; что они были лишены возможности слышать истинный звук своих скрипок – инструменты приобретали его лишь спустя минимум сто лет после своего создания…
Эти и другие легенды в большинстве случаев не подтверждаются научно: сейчас существуют технологии искусственного старения – оно практически не изменяет звук инструмента, а в одной лаборатории решились на ещё более рискованный эксперимент – смыли лак со старинной скрипки, и хуже она звучать не стала… Так или иначе, секреты великих мастеров не разгаданы до сих пор (да и можно ли разгадать секреты гениев?).
Эпоха романтизма отмечена истинным взлётом исполнительской техники – не стала исключением и скрипка. Если «душой фортепиано» называют польского романтика Фридерика Шопена, то «душой скрипки» с полным правом можно назвать итальянского музыканта Никколо Паганини. И личность, и искусство этого удивительного музыканта вызвало у современников и восхищение, и суеверный ужас – говорили даже, что он продал душу дьяволу, после смерти музыканта потребовалось вмешательство папы Римского, чтобы по нему отслужили заупокойную мессу, но всё равно более 40 лет его не разрешали хоронить). Очевидно, такое восприятие было связано с принципиально новой исполнительской техникой… впрочем, мы не можем знать, как играл Паганини: тогда ведь не существовало звукозаписи.
Другим великим скрипачом эпохи романтизма был польский исполнитель-виртуоз и композитор Генрих (Генрик) Венявский… Впрочем, имена великих скрипачей можно перечислять долго. Были среди них и наши соотечественники – например, Давид Ойстрах и Леонид Коган… в советско-болгарском фильме о Н.Паганини именно Л.Коган исполняет музыку великого итальянца…
Но история скрипки продолжается и по сей день. Так что не сетуйте на соседского ребёнка, изводящего вас своими гаммами: может быть, именно он в скором времени скажет новое слово в струнно-смычковом исполнительстве!
Комментариев:1-
09.09.2014 15:01:08Очень познавательно!
Оставить комментарий