Что такое Табель о рангах? Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных - утверждена 24 января 1722 года

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

24 января 1722 года (соответствует 4 февраля по Григорианскому календарю) император России Пётр Первый утвердил Табель о рангах (полное название - «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») – новый закон о последовательности чинопроизводства по государственной, придворной и военной службе. Сей закон с многочисленными изменениями просуществовал до 1917 года. Но его влияние сказывалось и в советские времена. В современной России в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» регламентируется понятие государственной службы, частью которого является утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей, который выполняет функцию петровской самой первой «Табели о рангах…»

Табель о рангах занимает в череде петровских преобразований одно из виднейших мест. Как правило, государи-реформаторы, не находя опоры в родовой аристократии, искали поддержки среди более низких социальных слоев и в людях лично ими возвышенных. Император Пётр не был исключением. Он заметил, приблизил к себе, дал значительные государственные должности многим лицам, в том числе совсем невысокого социального ранга. Кому неизвестны фамилии Меньшикова («полудержавного властелина» по выражению А. С. Пушкина), Шафирова, Лефорта, Курбатова, Демидова и других?

Как полагал царь, выросший в атмосфере стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, что уж эти-то люди, всем ему обязанные, будут ему верны до конца. Поэтому для своей цели, абсолютистской вертикали власти, он шел путем назначения на высшие государственные посты лично преданных ему людей, которые, в свою очередь, будут назначать на нижестоящие должности хорошо известных и лояльных им лиц и так далее, вплоть до самых нижних чинов государственного аппарата.

Сам Пётр всегда живо интересовался всеми новшествами, особенно пришедшими из Европы, и сам хотел этого от своих подданных. Он прислушивался к советам даже людей из простонародья, если те смогли ему их донести. Поэтому целью Табели о рангах была также дать возможность талантливым и инициативным людям из низших сословий принять участие в управлении государством. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласило пояснение к закону.

Но главной, все-таки, задачей этого закона была ломка старых традиций, дающих привилегии родовитой аристократии. Начало ей было положено старшим братом Петра, царем Федором Алексеевичем, при котором были торжественно сожжены разрядные книги и запрещено местничество. В прежние времена для назначения на должность первейшее значение имело то, какое место в государственной иерархии занимали предки кандидата. Однако пережитки местничества еще долго существовали в России (а порой встречаются и сейчас).

Пётр лично участвовал в составлении закона, основа которого заимствовалась из «расписаний чинов» Франции, Швеции, Пруссии и Дании. Черновой проект был подписан еще годом раньше 1 февраля 1721 года и был вынесен на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий.

Все множество чинов «Табели о рангах» делилось на три типа: военные, статские и придворные, которые далее подразделялись на четырнадцать классов. Каждому классу соответствовал чин, а чин должности. К этому расписанию по классам имелось 19 пояснительных пунктов. В «Табель о рангах» было занесено 263 должности, но некоторые из них существовали только номинально, а другие впоследствии были упразднены. Часть гражданских должностей стала гражданскими чинами, которые не соответствовали реальным обязанностям их носителя.

При Петре органы государственного управления, аналоги прежних приказов и нынешних министерств, назывались коллегиями. Поэтому и чины «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально были должностями секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» являлся председателем надворного суда, которые уже в 1726 году были отменены. Но название этих чинов сохранилось.

Ни титулованная знать, ни дворяне-помещики в Табель о рангах не вошли. Они должны были наравне со всеми приниматься на государственную службу, проходя всю классную лестницу с самых низов, хотя и продолжали иметь определенные преимущества. В то же время Табель открывала путь людям недворянского происхождения к государственной службе и к дворянскому сословию.

Военные чины были поставлены выше, чем соответствующие им гражданские и придворные. Это давало военным чинам преимущество при переходе в дворянское сословие. Дворянство приобреталось двояко: либо выслугой до определенного чина, либо пожалованием монарха, что привело к расширению дворянского класса, на закрепление его служилого характера и на деление дворянства соответственно на потомственное и личное.

Уже носитель 14-й класса военной «Табели» (сначала фендрик, с 1730 года — прапорщик) имел право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином не ниже 8-го класса — коллежский асессор, в то время как чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право только на личное дворянство).

С 1845 года потомственное дворянство жаловалось после поступления в штаб-офицерский чин (8-й класс). А с 1856 года получить статус потомственного дворянина можно было только с получением чина полковника (6-й класс), в гражданском же типе Табели — только с получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Личное дворянство жаловалось по всем видам служб с IX класса. Чины с XIV по X класс стали именоваться «почётными гражданами». С 1900 года для предоставления потомственного дворянства общий срок службы в классных чинах должен быть не менее 20 лет.

Основным путем продвижения по чиновничей лестнице была выслуга лет, обычно 3-4 года в каждом классе, но таким путем дойти можно было только до 5-го класса, получение более высокого чина обуславливалось пожалованием императора. Содержание прочих пояснительных пунктов сводилось к следующему:

Князья императорской крови (братья и другие близкие родственники императора) имеют над всеми приоритет, для прочих же императорских подданных общественное положение призванных к службе лиц определяется чином, а не происхождением. Вводился штраф за требование привилегий, почестей или мест для более высокого чина во время публичных торжеств и при официальных собраниях. Иностранцы могли получить только чин, соответствующий их прежней службе. Каждое служилое лицо должен было иметь экипаж и ливрею, которые соответствовали бы его чину.

Позже всех чиновников обязали носить мундиры, а зимой и шинели соответствующего ведомства, где они служили, и соответствующие чину. Публичное наказание служилого лица на площади и пытка ведут к утрате чина, который может быть возвращён в исключительных случаях и лишь за особые заслуги публично объявленным именным указом. Замужние жены также не были обделены – согласно Табели они «поступают в рангах по чинам мужей их», то же действие распространялось и на дочерей - девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.

Вводилось соответствующее обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров (до 9 класса включительно), «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров (6-8 классы), «ваше превосходительство» для генералов (3-4 классы) и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. К чинам V класса (бригадир/статский советник) полагалось обращение «ваше высокородие».

Впоследствии «Табель о рангах» изменялась и дополнялась. Так, Павел I, стремящийся всюду ввести казарменную дисциплину, ввел почетные звания для заводчиков и купцов-предпринимателей - мануфактур-советника и коммерции советника, приравняв их к 8-й ступени гражданской службы. Как ни странно, деятели науки ценились “дешевле”: «профессора при академии» и «доктора всяких факультетов» получали чин 9-го класса (титулярного советника). Чины присваивались также людям выборных должностей органов самоуправления - предводителям дворянства, а позже это было распространено на городских голов и на председателей земств.

Дальнейшее существование законодательства о чинопроизводстве ушло от первоначальной идеи Табели о рангах. Как говорится, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Злоупотребления и произвол чиновников не уменьшались, работа администрации была далека от эффективности. На первое место вышел не человек с его достоинствами, недостатками, образованием и деловыми качествами, а его чин. Нередки были и случаи внеочередного присвоения чинов не за какие-то особые заслуги, а за близость к царствующей особе.

Впрочем, «Табель о рангах» была для своего времени прогрессивным явлением. Она расширила возможности для возвышения людей из низших классов.

Каждый император, начиная с Николая I, пытался реформировать систему чинов, но все они столкнулись с оппозицией бюрократического аппарата. Лишь в 1906 году был отменен сословный принцип при получении чинов и заменен критерием образования. Но сами чины сохранялись до 1917 года.

В измененном виде система чинов продолжала существовать и в годы советской власти. Вспомним списки партийной номенклатуры, порядок стояния на Мавзолее членов Политбюро во время парадов, распределение автомобилей, квартир и других привилегий согласно занимаемой должности, вплоть до костюмов и продуктовых наборов. Так что, за почти 300-летнее существования порядок чинопочитания вошел в плоть и кровь российского народа.

Комментариев:
2

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Lykov
1 Alinka
1 Devatyh
0 Hironom
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики